Хотели как лучше, а получилось...

Ангарские Ведомости

Наглый крысёныш на тонких длинных лапах переходит дорогу. Не спешит, не суетится. А кого ему бояться? Это дачники понаехали, а он местный, живёт на помойке! Если обидите, он родню позовёт. Целая армия на помощь примчится! Дожили! Люди живут в страхе, кучи мусора растут, а крысы и мухи активно плодятся. Вот такая ситуация складывается в ангарских садоводствах.

Счета растут, как на дрожжах
- Система вывоза твёрдых коммунальных отходов из СНТ даёт сбой, - говорит председатель Союза садоводов Ангарска Татьяна БЕККЕР. Законодательно созданы условия, при которых оплата за вывоз и утилизацию мусора должна быть прозрачной. Есть норматив - 0,75 куб.м с одного участка. Есть тариф, утверждённый Службой по тарифам Иркутской области на нынешний год - 576 рублей. Умножаем количество участков на тариф и получаем сумму к оплате. Из этого расчёта был заключен договор между СНТ и «РТ-НЭО Иркутск». Это понятно всем. Что происходит на самом деле?
К примеру, в СНТ «Аэлита» должны были платить в месяц порядка 296 тыс. рублей, а им в прошлом году пришёл счет на 755,8 тыс. рублей. В СНТ «Строитель-1» должны были платить порядка 446 тыс. рублей, а им выставили счёт на 1млн 286 тыс. рублей. В три раза выше! И это не единичные случаи! Региональный оператор «РТ-НЭО Иркутск» утверждает, что счета высокие, потому что приходится вывозить мусора больше норматива. Пояснения даны на примере садоводства «Нива».
«В данном СНТ находится около 700 участков, однако контейнерная площадка оборудована только шестью контейнерами и не имеет бункера или отсека для крупногабаритных отходов. Ответственность за обустройство контейнерной площадки лежит на собственнике земли, в данном случае - на администрации СНТ. В результате недостаточного оснащения баками на контейнерной площадке происходит её переполнение и завал. Указанная администрацией регулярность вывоза - 4 раза в неделю, однако по факту вывоз с данной площадки осуществляется ежедневно».
Однако, несмотря на ежедневный вывоз, горы мусора растут и растут!
Кто же виноват в этой ситуации? В «РТ-НЭО Иркутск» ответили однозначно:
«За создание мусоросборочных площадок, установку контейнеров, чистоту на контейнерных площадках отвечают собственники, в данном случае члены СНТ в лице председателя. Мы же совершаем только подбор отходов, оброненных в процессе погрузки».
То есть мусоровоз вывезет только тот мусор, который находится на контейнерной площадке или в специальном бункере. А как быть с крупногабаритным мусором, который не вмещается в ограниченное пространство?
В письме председателю СНТ «Поляны» на этот счёт пояснили следующее: «Региональный оператор будет вынужден рассматривать данные места, как места складирования отходов, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей. Региональный оператор самостоятельно ликвидирует место несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов с взысканием понесённых расходов».
Вот и растут счета, как на дрожжах!
Строительный мусор под запретом
Уточним, какой мусор обязан вывозить региональный оператор в рамках заключённых договоров.
В «РТ-НЭО Иркутск» по этому вопросу пояснили следующее: «По ст. 1 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предприятие осуществляет обращение только с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). То есть это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Все иные отходы, включая строительные, не относятся к ТКО. В связи с чем погрузка данных отходов не осуществляется».
То есть региональный оператор заберёт старую мебель и отслужившую бытовую технику, но не обязан вывозить строительные материалы, отходы садоводческой деятельности.
Садоводы меж тем тащат на свалки всё подряд. В Калиновке вывалили самосвал битого кирпича. Председатель навзрыд плакала, рассказывая эту историю.
- Вина садоводов заключается в первую очередь в том, что они безответственно относятся к отходам, - замечает председатель Ассоциации садоводческих товариществ Любовь НИКОЛАЕВА. - Часть мусора можно утилизировать на своих участках без ущерба для окружающей среды. Доски, ветки сжечь в печи. Траву, золу, пищевые отходы закладывать в компостные ямы, а не заполнять ими мусорные баки. Некоторые садоводы тащат на контейнерные площадки автомобильные покрышки, стекло от теплиц, старый шифер.
«На вывоз строительного мусора необходимо заключать отдельный договор, поскольку для него нужен специальный мусоровоз», - предупреждает региональный оператор. И поясняет, что в «Ниве» именно строительный мусор регулярно мешал подъезду мусоровоза к контейнерной площадке.
Для председателей СНТ неразборчивость садоводов - ещё та проблема! В «Строителе-2» даже вознаграждение обещают за информацию о тех, кто
выбрасывает на контейнерную площадку «запрещённый» мусор. Потому как пакостят одни, а платить за них приходится всему садоводству!
Плачут, но платят
Где выход из сложившейся ситуации? Региональный оператор предлагает переходить на фактический учёт отходов. Но не все председатели с этим согласны. В дачный сезон мусора, действительно, вывозится много, соглашаются они. Но это всего четыре месяца в году, зато в оставшиеся восемь месяцев объёмы намного сокращаются, и СНТ укладываются в нормативы.
К тому же система учёта вывезенного мусора несовершенна. Есть претензии. О них председатель Союза садоводов пишет генеральному директору ООО «РТ-НЭО Иркутск»: «Исполнение договора по вывозу дополнительно ТКО должно подтверждаться актами приёмки-передачи или накладными СНТ, содержащими физические показатели отходов (вид, вес или объём), подписанной СНТ транспортной накладной. С Вашей стороны ни один не согласован и не предъявлен вышеуказанный документ. Предлагаем при подписании дополнительного соглашения учесть все вышеперечисленные замечания и согласовать с председателями СНТ».
Правлению СНТ намного выгоднее и дешевле было бы нанять частных перевозчиков. Они бы это сделали, но не могут! Нет у них права отказаться от услуг региональной компании, с которой заключён договор. Эта процедура проводится региональными властями на конкурсной основе. Даже если сторонний водитель привезёт мусор на полигон, груз у него не примут! Дополнительный договор можно заключить только на вывоз строительных отходов, спилы деревьев.
Что же получается? Регоператор сам вывозит, сам учитывает количество вывезенного мусора, сам присылает счета? Для садоводов остаётся обязанность - платить. По данным «РТ-НЭО Иркутск», около 70% садоводческих товариществ исправно оплачивают услуги регионального оператора. С остальными 30% вопрос решается в судебном порядке.
Садоводы плачут, но платят, ограничивая остальные статьи расходов. Это не только в Ангарском городском округе. Письма с просьбами о помощи в правительство Иркутской области, в прокуратуру пишут Союзы садоводческих объединений Иркутского, Шелеховского районов.
Такой народ садоводы - им не угодишь. Будем менять правила или народ?
- Регулирование отношений между РО и СНТ должно происходить на уровне правительства региона. Только строгий контроль со стороны правления СНТ, власти, надзорных органов способны повлиять на работу Регионального оператора, - говорит Любовь Николаева. - Одно знаю, что ситуацию исправлять надо срочно, пока мы опять не завалили мусором леса и дороги. Самим садоводам с этим не справиться. Региональный оператор пришёл наладить экологию, а получается, что мы захлёбываемся в мусоре.
Ирина БРИТОВА