Я б в строители пошёл или в музыканты… Педагог-профориентолог Юлия ИВАНЕЦ о том, как трудно подростку выбрать профессию

На дворе середина февраля, а значит, для многих девяти- и одиннадцатиклассников наступает пора расстановки приоритетов, выбора профессии и в каком-то смысле дальнейшей судьбы.

О том, легко ли даётся подросткам выбор и как помочь им пережить этот период, мы поговорили с педагогом-профориентологом Центра медиации, профориентации и развития творческого потенциала детей и взрослых «Точка опоры» Юлией Иванец.
- Юлия, в ходе своих консультаций вы помогаете подросткам и взрослым людям найти своё призвание в жизни. А как пришли в эту профессию вы?
- Мой путь к этому направлению работы не был быстрым. По первому образованию я юрист и раньше довольно успешно работала в этой сфере. Ушла в связи с профвыгоранием. Поняла, что больше не могу и не хочу этим заниматься. Возможно, на смену профессии повлиял и развод - бывший муж тоже работал юристом. Я получила педагогическое образование и стала работать с ребятами-волонтёрами из разных школ. Потом выучилась на профориентолога…
- Чем чаще всего руководствуются подростки при выборе будущей профессии?
- 90% ничем. То есть они просто не знают, чего хотят. Хотят зарабатывать много денег, а то, каким образом они это будут делать, даже не представляют. За всю мою практику было три подростка, которые видели себя в определённой сфере, представляли, как и с чем им предстоит работать. И, что удивительно, когда мы тестировались, результаты показали - они могут по этой профессии работать! У них всё для этого есть: волевые качества, понимание профессии, качества темперамента, были развиты соответствующие коммуникации и так далее. В профориентации есть формула «МОГУ, ХОЧУ и НАДО», именно по ней подростку проще понять свои потребности. И все эти направления у ребят были связаны с медициной. То есть они изначально видели себя в этой профессии, но сомневались и искали подтверждения. Иначе как признанием я это не назову. Бывает и так, что по подростку уже видно, где он может себя реализовать.
- Как строится ваша работа с подростком? Это тестирование, беседа или какой-то тренинг?
- Это комплексная и всегда индивидуальная работа. Я сначала беседую с подростком, определяем его темперамент, целеполагание и мотивацию. Например, если подросток флегматик, то при выборе профессии надо учитывать, что это человек, который всё будет делать медленно, не спеша. Он живёт в своём внутреннем мире, по своим временным законам. Приходит ко мне мама такого ребёнка и говорит: «Я юрист, занимаюсь частной практикой и хочу, чтобы он в дальнейшем мне помогал». А я вижу, что он не сможет работать в этой сфере. Не тянутся флегматики к таким профессиям. Возможно, из него выйдет отличный офисный работник или IT-специалист.
Непросто и с холериками. Кстати, среди подростков их большинство. Это люди с высоким уровнем психической активности. Резкие, энергичные, стремительные. Они могут быть хорошими исполнителями, но им трудно вписаться в рамки, они всегда будут проявлять собственную инициативу и подавать собственные предложения. Если в семье мужчина холерик, то это чаще всего добытчик. Он будет трудиться от звонка до звонка и ещё брать подработку. Холерикам подойдут профессии, связанные с движением: риелтор, спасатель, строитель. Если холерики творческого типа, то это люди с нестандартным видением и мышлением. Из них получаются очень хорошие дизайнеры и архитекторы.
Сложнее всего меланхоликам. Это люди слабые, неуравновешенные, чаще всего очень сдержанные. Меланхолики тяжело переносят деятельность, где часты форс-мажоры. Различные перемены или малейший стресс могут сильно повредить их работоспособности. При выборе профессии это обязательно нужно учитывать.
Больше всего повезло сангвиникам. Это золотая середина. Они спокойные, уравновешенные. Из них получаются и добросовестные исполнители, и очень хорошие руководители.
- Но ведь для определения будущей профессии недостаточно просто знать свой темперамент?
- Ах, если бы всё было так просто. На консультациях по профориентации мы работаем шесть дней. Это десятки тестов, в том числе и тест профессионального личностного типа Джона Голланда, который я очень люблю. Наша работа - это в том числе и тренинги на волевые и коммуникативные качества, на стрессоустойчивость, умение преодолевать препятствия, способность достигать своей цели.
Очень часто работаем с самооценкой подростка. Вместе с ребёнком разбираемся в профессиях, чтобы он понимал, куда он может поступить, чтобы слышал, зачем ему нужны мотивация и целеполагание. А это важно для учёбы: осознание способностей и наклонностей, которые ему нужно в себе развивать. Работа с подростком - это всегда диалог и даже диспут. Хотя с этим сложнее.
- Разве молодёжь не любит поговорить и поспорить?
- Молодёжь часто не умеет высказывать своё мнение. Просто не может формулировать свои мысли. Я с этим в 80% случаев сталкиваюсь. Часто имеют очень скудный словарный запас. Увы, это факт.
Вот, например, есть у меня тест на самоценность. Мало того что молодые люди такого понятия не знают и не могут понять, в чём отличие самоценности от самооценки, так для них и просто описать себя проблема. Прошу их указать свои положительные качества - они их не знают. Спрашиваю, за что они себя любят и ценят, - не могут ответить. Задаю вопрос: «Какой ты для мамы и папы?» - молчат. Они вообще о себе ничего не знают. Этого ведь в школах не преподают.
- А если, например, подросток прошёл все шесть консультаций и тесты показали, что ему больше всего подходит какая-нибудь непрестижная, по его мнению, и малооплачиваемая профессия?
- Такого не может быть. В результате работы мы имеем, как правило, 15-20 вариантов, так что ему есть из чего выбрать. Нельзя в 14 лет с точностью до 100% сказать, в какое направление пойдёт ребёнок. Я могу только дать рекомендации на основании тех качеств, которые он проявляет в этом возрасте, а он уже на их основании выбирает, в какой области ему развиваться и куда направлять свою энергию. Через три года я рекомендую пройти профориентирование повторно, чтобы убедиться в том, что выбор профессии действительно был верным.
- Если ребёнок в 14 лет испытывает сложности не то что с выбором профессии, но и с выбором направления, в котором он способен проявить свои самые лучшие качества и таланты, то почему некоторые школы предлагают определиться с профилем обучения чуть ли не в начальной школе? Да и сами родители зачастую записывают своего ребёнка-первоклассника сразу в 3-4 кружка по интересам?
- По моему субъективному мнению, это неправильно. Ребёнок только как минимум к шестому классу может понять, гуманитарное у него мышление или математическое. Иногда разглядеть таланты и способности ребёнка могут родители. Но это скорее исключение из правил. Конечно, есть тесты для детей 6-8 лет, и что-то они могут о личности рассказать. Но в основном это ещё время игровой деятельности, когда ребёнок познаёт мир через игру. Он должен его прожить, вдоволь наиграться в песочнице или во дворе с друзьями. Профильные классы, кружки и секции - это хорошо. Но не нужно отнимать у детей детство. Ни к чему хорошему это не приведёт.
- Ну, про детей всё более или менее понятно. А с какими проблемами к профориентологу приходят взрослые?
- Взрослые обращаются тогда, когда понимают, что работать в той сфере, в которой трудятся сейчас, они больше не хотят и не могут. Они выгорели. С ними я точно так же провожу консультации и тестирования. Конечно, это совершенно не те тесты, которые я даю подросткам. Работа строится по-другому, и она даёт прекрасные результаты.
- Можете несколько примеров привести?
- Обращался ко мне мужчина, который много лет работал в воинской части. Ушёл в педагогику и спорт, потому что именно к этому лежала душа. Что очень важно, его поддержала супруга. Также были три женщины, которые трудились на предприятиях, но в какой-то момент поняли, что исчерпали себя в этой работе. После проведения консультаций они реализовали себя в тех направлениях, которые им действительно были интересны. Одна выучилась и стала массажистом, вторая - мастером маникюра, а третья - замечательным парикмахером. Это люди с творческим началом и пониманием, что такое самостоятельность. Когда они приходили, я их всегда спрашивала: «Как же вы в молодости выбирали профессию, в которой потом трудились столько лет?» Чаще всего они отвечали, что шли туда, куда все или куда родители посоветовали. Я считаю, что это героические люди, которые не побоялись услышать самого главного человека в этой жизни - себя и занялись тем, чем на самом деле хотели.
Беседовала Наталья ЗАРУБИНА