Вокзал не сразу строился

Масштабными запоминающимися концертами, конкурсами и фестивалями отгремел в последние выходные мая юбилей нашего города. И в череде этих праздничных мероприятий как-то скромно и незаметно для широкой общественности отметил свой день рождения ангарский железнодорожный вокзал.

Он младше города всего на 10 лет. Первых пассажиров железнодорожный вокзал Ангарска принял 28 мая 1961 года. До этого времени весь пассажиропоток молодого строящегося города приходился на две станции - Китой и Майск.
60 лет назад высокий, просторный и комфортный, он сразу стал городской достопримечательностью и навсегда вошёл в список самых узнаваемых мест Ангарска. Здание вокзала и сейчас выглядит как в годы своего открытия. В 2010-м здесь заменили кровлю, вставили пластиковые окна, но общий вид всё равно остался неизменным. Ангарский вокзал до сих пор украшает лепнина с гербом канувшего в Лету СССР, только вот вместо часов теперь электронное табло. Два года назад вернулся на своё историческое место и памятник покорителям космоса, и железнодорожные ворота Ангарска снова выглядят как полвека назад.
Несмотря на то что облик здания почти не изменился, деятельность его сотрудников поменялась существенно. О том, какие новые услуги сегодня готов предоставить вокзал своим пассажирам, мы поговорили с его начальником Ириной ПОЙМАНОВОЙ.
- Ирина Владимировна, мы вот видим, что здание вокзала за 60 лет сильно не поменялось. А что касается коллектива - есть ли сотрудники, работающие со дня основания?
- Нет, таких сотрудников нет. Работа на железнодорожном транспорте очень тяжёлая и ответственная, поэтому при наступлении пенсионного возраста, как правило, все стараются уйти на заслуженный отдых. Стаж самого опытного нашего работника около 30 лет. Много сейчас новых специалистов. А вообще, когда железнодорожный открылся, здесь трудилось 125 человек, это в два с половиной раза больше, чем сейчас. Сегодня у нас всё централизованно. Дирекция, бухгалтерия, служба кадров, руководство находятся в областном центре. А раньше все здесь были. В Ангарске были суточные кассы. То есть купить билет можно было только на день отъезда. А в Майске находились кассы предварительные, там покупали на заранее обозначенную дату. Причём цена от даты выезда не менялась. Сейчас, конечно, всё по-другому.
- Сейчас за сколько дней до отъезда можно купить билет и от чего зависит его цена?
- Конечно, по прошествии стольких лет железная дорога стала очень клиентоориентированной. Сейчас продажа билетов начинается за 90, а на некоторые направления и за 120 суток. Можно выбрать себе тип вагона, наличие кондиционера или биотуалета, верхнюю или нижнюю полку, удалённость места от санитарного узла. От всего этого и будет зависеть конечная стоимость билета. Кроме того, периодически бывают различные акции, в период действия которых покупать билеты также очень выгодно.
- Никогда не пробовали подсчитать, сколько людей за все эти годы прошло через наш вокзал?
- Общей статистики за 60 лет мы не подводили, ведь пассажиропоток в разные годы менялся. Вот, например, пандемия коронавируса на количестве пассажиров отразилась очень сильно. В период действия строгих ограничений вагоны ходили почти пустые. Сейчас понемногу всё восстанавливается, и в мае мы отметили значительное увеличение числа клиентов. Думаю, в период отпусков эта цифра тоже будет расти. На сегодняшний день суточный пассажиропоток ангарского вокзала - 1200 человек. Из них тысяча - это граждане, которые пользуются пригородным транспортом, а двести - пассажиры поездов дальнего следования. Ежегодно нашими услугами пользуются около двухсот пассажиров с ограничениями в здоровье. Для таких категорий у нас предусмотрены коляски и специальные подъёмники. Но через вокзал ведь ежедневно проходят не только его пассажиры. Нашим подземным тоннелем активно пользуются сотрудники Ангарской нефтехимической компании и других крупных предприятий. И не будем забывать про встречающих и провожающих. Вот и посчитайте.
- Я знаю, что в последние годы ангарский вокзал стал оказывать горожанам много новых, так скажем, непрофильных услуг. Что вы сегодня можете предложить своим посетителям?
- Из-за удалённости от города наш вокзал посещают преимущественно те, кто непосредственно пользуется услугами железнодорожного транспорта. Хотя мы уже давно перестали быть просто перевалочной базой между поездом и городом. Сегодня ангарский вокзал оказывает населению более 50 видов различных услуг. Наши пассажиры могут воспользоваться комнатой отдыха и залом кратковременного пребывания. Мы берём на хранение вещи и документы, а также занимаемся транспортировкой документов и грузов весом до 30 кг. Хочу сказать, что отправлять и получать посылку напрямую через дежурных по вокзалу гораздо удобнее, чем через транспортные компании. Мы ведь не занимаемся накоплением, и ваш груз «встаёт на рельсы» буквально в тот же день, когда вы его принесёте.
- В ожидании электрички или поезда некоторые пассажиры проводят около часа. Для таких клиентов у вас предусмотрены какие-либо развлечения?
- В прошлом году на втором этаже вокзала у нас работала фотовыставка «Заповедное Приангарье». Там можно было увидеть неповторимые пейзажи побережья великого озера, сибирской тайги, гор, а также подсмотреть моменты из жизни их обитателей. Ежегодно сотрудники вокзала организуют конкурсы детского рисунка. В здании вокзала установлены специальные полки для буккроссинга. Это обмен книгами. Сюда можно принести и оставить для прочтения любимые романы и взять себе что-то новенькое. Кроме того, всегда работают киоски с газетами и журналами. Так что скучать в ожидании точно не придётся.
- Сегодня уже на входе пассажиров встречает охрана, просит надеть маску и приглашает пройти через рамку металлоискателя, весь багаж просвечивается через интроскоп. Чем обусловлены такие меры безопасности и как приняли нововведение пассажиры?
- Понятно, что все эти меры приняты для нашей же безопасности. Поначалу люди не понимали, чего от них хотят. Сейчас уже даже бабушки привыкли. Мы ведь не только от пассажиров соблюдения правил безопасности требуем, но и сами их строго соблюдаем. Четыре раза в день все наши сотрудники измеряют температуру. Мы все ходим в масках. Каждые два часа специальным составом обрабатываются все ручки, сидения, перила и другие места соприкосновения с человеком. Раз в месяц в специализированной фирме мы заказываем полную санитарную обработку всего здания. Такой подход позволил нам избежать потерь в коллективе. Несмотря на то что наши сотрудники ежедневно контактируют с сотнями человек, заразились всего двое. Причём болезнь они перенесли в лёгкой форме.
- За 60 лет здание вокзала ни разу не меняло свою планировку. Наши внуки тоже увидят вокзал таким, каким мы его знаем сейчас?
- Само здание находится в очень хорошем состоянии - раньше ведь строили на века. А вот требования к оборудованию помещений возросли очень сильно. Например, сейчас двухэтажный вокзал должен быть обязательно оборудован лифтом для маломобильных групп населения. Особые требования предъявляются к комнатам матери и ребёнка, медицинским пунктам. Поэтому в ближайшие четыре года ангарский вокзал ждёт реконструкция. Свою историческую ценность здание не потеряет. А вот удобств для населения точно здесь прибавится.
Наталья ЗАРУБИНА