Доступное образование для особенных детей

Оказаться в вакууме, не знать, что будет дальше и где искать помощи. Пожалуй, этого больше всего боятся родители особенных детей, пока те только делают свои первые несмелые шаги в сложную жизнь.
На территории Ангарского округа уделяется особое внимание доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но нередко мамы и папы малышей не имеют чёткого представления о механизмах зачисления особенных детей в первый класс после окончания дошкольного учреждения и доступности программ общего образования для этой категории ребят.


Актуальной проблеме был посвящён круглый стол, который состоялся 30 апреля в администрации, с участием врачей, представителей образования, общественности, психолого-медико-педагогической комиссии и, самое главное, с участием родителей детей-инвалидов.
Вместе с мамами малышей специалисты разобрали несколько конкретных случаев, связанных с дальнейшим обучением детей в специализированных учебных организациях. Как отметила заместитель мэра Марина САСИНА, сегодня на территории действует система эффективного взаимодействия врачей, специалистов сферы образования и родителей.
- Необходимо чётко и своевременно доводить до родителей информацию о доступных программах, которые позволяют ребятишкам лучше социализироваться, - уверена Марина Степановна. - У родителей не должно появляться страхов из-за неизвестности того, как будет складываться дальнейшая судьба их малыша.
Участники круглого стола обсудили порядок предоставления особенным детям общедоступного и бесплатного образования, условия для его получения и количество ребят, которые могут обучаться в коррекционных школах областного подчинения (их на территории округа две). Также родителям разъяснили тонкости работы психолого-медико-педагогической комиссии.
Сейчас детские сады муниципалитета посещают 677 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и 133 ребёнка-инвалида. Для этих малышей на территории функционируют как специализированные дошкольные учреждения (детские сады №9 и №81), так и учреждения, в которых есть группы компенсирующей и оздоровительной направленности.
В школах округа на данный момент получают образование 675 детей с особенностями здоровья и 306 детей-инвалидов. В 33 из 37 муниципальных образовательных организаций реализуются адаптированные основные образовательные программы. 527 ребят с тяжёлыми нарушениями речи, слабослышащих, с задержкой психического развития и нарушениями опорно-двигательного аппарата занимаются в школах на условиях инклюзии.
Стоит заметить, что с 2018 года на территории округа увеличилось количество классов для детей с умственной отсталостью. Прибавилось и число узких специалистов для сопровождения особенных детей: логопедов, дефектологов, психологов, тьюторов, социальных педагогов. Для создания необходимых условий обучения налажено эффективное взаимодействие с коррекционными школами-интернатами №1 и №2.
В новом учебном году выпускниками детских садов станут 111 ребятишек с особенностями здоровья. По предварительным данным, 89 из них продолжат обучение в общеобразовательных организациях, а 22 малыша отправятся в коррекционные школы.
- Я по себе знаю, как родителей беспокоят вопросы обучения и адаптации их особенных ребят, - призналась присутствовавшим на встрече мамам председатель некоммерческой организации «Юниор» Ольга ЛОМАНОВА. - Главное, не строить завышенных ожиданий. Ими можно погубить ребёнка. Нужно принять и любить малыша таким, какой он есть. Дайте ему всё, что может дать материнское сердце. А детские сады и школы вам помогут.
Дмитрий ДЯГИЛЕВ