Механическая история

Владимир ВАСЮНЬКИН творит на грани техники и фантастики. В его коллекции есть парадоксальные вещи: рыбы летают по небу, у самолётов крылья летучих мышей, у быков вместо копыт колёса.
- А что? Имею право самовыражаться, - говорит он. - Я же не матом выражаюсь, а творчески.

Тысяча и одно хобби
Его творческое самовыражение распространяется широко и вольно. По профессии он архитектор, проектировщик, дизайнер, а его хобби...
- Проще перечислить, каких нет, - замечает Владимир Викторович. - Мне интересно всё прикладное и познавательное.
В Чехии он был разработчиком ювелирных изделий, работал с чешскими гранатами. Прошлым летом увлёкся садово-парковым дизайном, малыми архитектурными формами из металла, гальки.
- Это когда варишь каркас, в него вводишь гальку, стекло, керамику. Красиво получается. Идей много, но на всё времени не хватает. Пережил ажиотаж юношеских лет, когда хочется пыжиться изо всех сил. Больше для души творю. Сейчас моё увлечение - стимпанк. За последнее время поднакопилось экспонатов, думаю, надо показать людям.
Кто побывал на выставке «Исполнение желаний» в Художественном центре, знает, какие невероятные вещи можно создать в этом стиле. Кстати, у тех, кто ещё не успел посетить выставку, есть время приобщиться к современному искусству до 27 марта.
Стиль, вдохновлённый паром
Что такое стимпанк? Это стиль в искусстве, вдохновлённый паровой энергией Викторианской эпохи, временем роста промышленности и появления механизмов. Направление интересно своей необычностью. Оно объединило старину, технологии и фантастику.
- Мирное сосуществование гуманитариев и технарей, - уточняет Васюнькин. - Если объяснять проще, то я собираю всё барахло, что имеется в доме. Обычные люди это выбрасывают, а я к делу пристраиваю. Посмотрите - обычные шестерёнки от часов, детали от компьютеров, разбитые телефонные трубки, пробки от молочных бутылок, зубочистки. Почему-то они мне в душу запали. Из них создаю изделия барельефного плана. Недостатка в расходном материале не чувствую.
Знакомые, друзья, когда узнали о его новом увлечении, стали приносить материалы для творчества. Ставят мешки и говорят: «Радуйся! Мы тебе работу принесли». Он радуется. Разнообразие подручных материалов даёт неограниченные возможности для воплощения идей. А жена недовольна: не дом, а стихийное бедствие.
Симбиоз живых организмов и техники
С первого взгляда барельефные арт-объекты привлекают необычностью целостного образа, а потом начинаешь обращать внимание на детали.
- Если сборище запчастей разложить в определённом порядке, скрепить, покрасить в металлические цвета (под серебро, латунь, бронзу), они приобретут законченный вид. Иногда мне говорят: «Что сложного - собирай гайки в кучу!» Я не возражаю, даже покажу, как это лучше сделать. Всему можно научиться, но нужны подготовка, знание композиции, пропорций, чтобы правильно расставить все элементы.
На открытии выставки он провёл мастер-класс для всех, кому интересен стимпанк. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи», - удивляла когда-то нас Анна Ахматова. С арт-объектами происходит то же самое. Берётся флакон от шампуня, с одной стороны к нему приклеиваем бумажный хвост, с другой - треугольный кусок пластмассы, добавляем глаз из гайки, плавники из зубочисток, и проявляются очертания рыбы. Остаётся добавить механизм внутрь изображения живого существа, и получается вполне симпатичный монстр.
- В стимпанке, как в любом панке, есть агрессия. А я по характеру не агрессивен и назвал бы это техноартом - симбиозом живых организмов и техники, - говорит Владимир Викторович.
Изначально людей привлекает изнанка, им свойственно заглянуть внутрь, посмотреть, как всё устроено. Классический пример - кунсткамера. Экспонаты необычные, отталкивающие, а люди хотят на них посмотреть, потому что интересно.
Так и здесь. Неожиданный, неординарный образ завораживает, в готовом изделии флакона не замечаешь, он теряется в обилии деталей. Механизм настолько реалистичен, что хочется взять ключик и завести, чтобы шестерёнки начали движение.
- Мне интересна не механическая копия, а образное восприятие. Я не механик, а архитектор. Но динамика в стендовых моделях определённо есть, - соглашается автор.
О необычных работах Владимира Васюнькина знают не только и Иркутской области. Одновременно с выставкой в Ангарске его работы экспонировались в Екатеринбурге. Они находятся в частных коллекциях любителей стимпанка по всему миру.

Ирина БРИТОВА