«Я ничего не боюсь»

«Выдернуть» Кристину и Олега на небольшое интервью оказалось непросто. Занятость у ребят колоссальная - последний учебный курс в колледже, времени остаётся только на то, чтобы нормально выспаться. И всё же встреча состоялась. Договорились на 30 минут, а проговорили больше часа. Сияющие глаза, открытость, оптимизм и полная уверенность в том, что каждый из них способен изменить мир.
Будущие врачи и настоящие герои сегодняшнего дня Олег КИРИЛЛОВ и Кристина БЕЛОУСОВА стали первыми героями серии публикаций в рамках проекта «Здоровый Ангарск», поддержанного Фондом президентских грантов.
Олег за работой врачей наблюдал с самого детства - был часто болеющим ребёнком. Когда встал вопрос о выборе профессии, долго думать не стал. После окончания колледжа у него будет два диплома: медбрата и медбрата в педиатрии. Кристина в медицинскую среду попала случайно.

Важнее медалей и грамот
- Я тот самый плохой пример человека, который пришёл в медицину, не зная, куда ему ещё идти. Поступила, мне понравилось, хотя сначала думала, что не вольюсь в систему, но вышло наоборот, будто меня кто-то сверху подтолкнул. Медицинский колледж распахнул свои объятия, будто меня и ждал, - улыбаясь рассказывает девушка. - Я в школе была очень тихая, ни с кем почти не общалась, ни в каких общественных движениях и акциях участия не принимала. В колледже начала меняться. Первый раз, когда наш куратор предложила «поволонтёрить», я решила: если никто не согласится, то пойду. Наша группа оказалась не слишком активной... Так я и стала частью «Волонтёров-медиков». В первый же раз меня закинули к школьникам, мне это всё понравилось - энергетика прямо ух! Такое удовольствие - работать с людьми, которые сами хотят что-то узнать. Это не какие-то скучные обязательные программы, а занятия, куда приходят те, кому тема действительно интересна. Было несколько проектов по профилактике ВИЧ/СПИД. Иногда думаешь: дети, 6-7-й класс - что они могут понимать? А потом смотришь статистику. Нет, это самый важный возраст для обсуждения темы. Когда школьники начинают работать с тобой в паре, вникать, отвечать - это важнее «спасибо», это благодарность и отдача, которые дорогого стоят.
- Знаете, нас награждали медалями за работу в пандемию. Она у меня лежит где-то. Для меня благодарность - это эмоции людей, которым мне удалось помочь, и то, как меняются мои мысли и чувства, а не медали и грамоты. Энергия, улыбки людей и простое спасибо - больше ничего не нужно, - добавляет Олег.
- В волонтёрство идут за душевным «спасибо», а не затем, чтобы коллекционировать награды. Пусть это прозвучит эгоистично, но ты помогаешь в первую очередь себе. Получаешь такие эмоции, которых нет в обычной повседневной жизни. Я прокачала много навыков, когда вступила в волонтёрское движение: научилась первой начинать разговор, общаться с разными людьми, понимать их, слышать и слушать. Я смотрю на бейджики с мероприятий и могу точно сказать, какое из них и как помогло мне стать лучше. Ты отдаёшь добро и взамен получаешь добро. Вот он, смысл волонтёрства, - объясняет Кристина.
Больница - это взрыв шаблона
Во время пандемии «Волонтёры-медики», как и их старшие, практикующие коллеги, были на передовой. Основные обязанности - доставить тем, кто остаётся дома, необходимые лекарства. Быстро, чётко, без лишних эмоций.
- Мы были первыми из тех, кто начал разносить лекарства. Мы разговаривали с пожилыми, просили быть осторожными, - вспоминает Кристина. - Часто меня спрашивали, не боюсь ли заболеть сама. Вы что?! Мне 18 лет! Чего бояться-то?! Молодая, справлюсь. Пусть лучше я заболею, чем пожилой человек. Сложно было в плане общения с ними: уговаривали зайти попить чай, пытались обнять из благодарности, шоколадку в карман умудрялись незаметно положить. Впервые я испытала такое странное чувство, когда переживаешь за чужого человека, как за своего. Я сама ничего не боюсь, а за них страшно! Я приносила лекарства женщине, которой исполнилось 96 лет. Она несколько лет вообще не выходит из дома, даже в обычной жизни, без пандемии. Я начала задаваться вопросом, как она живёт, кто ей помогает. Успокоилась тогда, когда узнала, что о ней знают социальные службы, заботятся и обеспечивают всем необходимым. Очень трепетно отношусь к пожилым. У них какой-то особенный блеск в глазах, хочется поговорить с ними, послушать, а у тебя есть всего 5 минут, чтобы передать лекарства и бежать дальше.
Олегу 2020-й запомнится как год первой серьёзной практики. Почти четыре месяца он работал в ковидном госпитале. Чтобы не подвергать риску родных, ночевал прямо в медицинском учреждении. С родителями общался по телефону, а семейную поддержку нашел в коллективе врачей и медсестёр госпиталя.
- Когда приходишь в больницу - это полный разрыв шаблона. Это другая работа, другая жизнь. Всё настолько индивидуально и отличается от книжной информации. Но бояться - это нормально, преодолевать свои страхи - тоже, - рассуждает Олег. - Когда первый раз заступил на дежурство в ковидном госпитале, не понимал, что нужно делать, чего от меня ждут, но пришлось быстро освоиться.
- Нас учат, что всегда нужно стремиться к лучшему, но на практике нам приходится действовать по обстоятельствам. У нас есть идеальная картинка, на которую мы опираемся. На практике приходится виртуозно подстраиваться под каждого пациента. Когда читаешь учебник, думаешь, что ко всему готов, а на деле - нет, ни к чему не готов! - вспоминает свою практику Кристина. В ковидном госпитале она не работала, но с пациентами за свою пока недолгую медицинскую карьеру пообщаться успела.
Главное - держаться вместе
Пандемия стала для всех нас проверкой скорее на человечность, чем на прочность. «Волонтёры-медики» экзамен сдали, доказали, что достойны выбранной профессии.
- Возможно, я сейчас пафосно скажу, но если бы не волонтёры, люди бы перестали верить в существование искренней взаимопомощи, потому что самое главное в трудные времена - держаться вместе. Знаете, я даже сама сначала не верила, что моя помощь кому-то нужна. Ходила, потому что было свободное время. Сейчас думаю иначе. Когда встречаю людей, к которым приходила, а они меня узнают, улыбаются, когда вытаскиваю из карманов записки со словами благодарности, всё сразу встаёт на свои места. Когда смотрю по телевизору сюжеты про тех, кто также не остался в стороне от общей беды, и знаю, что я одна из них, мне приятно. Думаю, не будь волонтёров, социальные и медицинские службы не справились бы, - говорит Кристина.
- Волонтёрство - не этап, который рано или поздно закончится, а стиль жизни, с которым мы уже не расстанемся. Это не обязательство, а выбор души. Только так можно искренне помочь, - уверен Олег.
- Я не перестану помогать людям, это точно, - подхватывает Кристина.
Впереди у студентов сложные месяцы учёбы. О будущем пока не загадывают. С одной стороны, хочется продолжить образование, с другой - поработать и понять, в каком медицинском направлении двигаться дальше. Кристине всего 18, Олегу - 19, но их смелость и стойкость впечатляют. Они знают цену жизни, поэтому торопятся успеть всё: спасти, помочь, научиться, разобраться, получить удовольствие от своего выбора и сделать для других чуть больше, чем все остальные.
Наталья СИМБИРЦЕВА