Деньги не видели?

От этих мошенников не спасёт ни самая дорогая и надёжная дверь, ни крепкие жалюзи. Они проникают в наш мир через телефоны, планшеты, компьютеры, наводят панику и без зазрения совести оставляют людей без денег.
СМС от неизвестной Алёны получили несколько десятков ангарчан. Девушка сообщала, что по ошибке пополнила ваш счёт на 350 рублей и просила вернуть хотя бы 250 из них на указанный номер. И ведь нашлись, наверное, те, кто деньги «вернул» и только потом понял, что баланс его телефона в последнее время не пополнялся, а некая Алёна собрала с каждого попавшегося на уловку по 250 рублей.

Ловись, денежка, большая и маленькая
250 рублей, конечно, сумма небольшая, но и она с неба не падает. Обидно, да. Но сам виноват - не проверил и перевёл. Ещё неприятнее, когда ты подарил мошенникам все деньги, что лежали на карте. Так случилось с 46-летним жителем Ангарска. Ему позвонили якобы из службы безопасности банка. Аферисты попросили мужчину назвать номер карты, после чего сообщили, что злоумышленники взяли на его имя кредит в размере 104 тысяч рублей. Лжесотрудники финансовой организации попросили мужчину проехать до ближайшего банкомата, чтобы проверить свои счета.
Что интересно, при выведении баланса на экран ангарчанин обнаружил деньги на своем счёте. Аферистам не составило труда убедить мужчину, что средства необходимо перевести на отдельный счёт, чтобы злоумышленники не смогли их обналичить. Житель Ангарска всё сделал по инструкции и внёс на указанный счёт 139 тысяч рублей. Вернувшись домой, он с помощью онлайн-приложения обнаружил, что деньги ему не вернули, и понял, что стал жертвой обмана.
Другой житель Ангарска перевёл мошенникам 27,5 тысячи рублей для «оплаты банковских услуг». Такое требование ему также выдвинул лжесотрудник банка при оформлении онлайн-заявки на кредит на 100 тысяч рублей. Пользуются мошенники и ситуацией, связанной с коронавирусом, предлагая гражданам различные виды выплат и компенсаций. Просят перечислить комиссию или взнос за оформление документов, а после отключают телефоны.
- Людей не настораживает то, что номер звонившего имеет префикс другого региона, забывают о том, что в банке при получении карты запрещают передавать кому-либо защитный код. Замечу: если человек сам перевёл деньги на сайт-клон или оплатил несуществующий товар, это деяние квалифицируется как мошенничество, а если сообщил код своей карты - это уже кража. Общая сумма ущерба, нанесённого ангарчанам по этим двум видам преступлений, составляет 4 млн 660 тысяч. Таковы  данные за четыре месяца 2020 года. Сложность в том, что, как правило, номера, с которых звонят злоумышленники, зарегистрированы не только в других областях, но и на подставных лиц.  Найти человека, который действительно пользовался сим-картой, а потом и проследить всю цепочку перевода денежных средств сложно не только технически, но и затратно по времени, а за этим и возможности возвращения утраченных сумм. Сейчас раскрывается около четверти подобных преступлений, - говорит заместитель начальника ангарского УМВД Игорь ГАЗИНСКИЙ.
Мошенники редко придумывают что-то новое. Им проще найти доверчивых граждан, которые не обратят внимания, что покупают билеты на сайте-клоне, переведут деньги за товар, который в руках ещё не держали, или выдадут незнакомцу по телефону все данные своей карты, включая три секретные цифры на обороте пластика.  
Парижский банк денег не перечислил
О мошенничествах разного рода и вида пишут в газетах, рассказывают по телевизору, каждый день новые истории обмана появляются на новостных сайтах в интернете, но люди всё равно попадаются. Так, в конце апреля своих денег из парижского банка не дождалась 63-летняя ангарчанка. Полицейским  женщина рассказала, что год назад заказывала в интернет-магазине медицинские препараты, а несколько дней назад ей позвонил неизвестный, назвался представителем «контрольно-ревизионной комиссии» и заверил, что ей якобы положена крупная денежная компенсация. По его словам, организация, в которой она заказывала товары, «судом признана мошеннической, а её клиентам полагается выплата в размере 150 тысяч рублей».
Для получения средств, которые якобы находились в банке в Париже, аферист попросил оплатить страховку и предложил перевести на указанный счёт 32 тысячи рублей, что женщина и выполнила. После этого собеседник сообщал о новых обстоятельствах, якобы препятствующих получению денег, и необходимости произвести очередной перевод. Когда женщина уже перевела злоумышленникам более 120 тысяч рублей, у неё закончились сбережения.
Установлено, что номер телефона злоумышленника зарегистрирован в Санкт-Петербурге. По данному факту проводится проверка.
Анастасия ДОЛГОПОЛОВА
КОММЕНТАРИЙ
Леонид ДАВИДЧЕНКО, председатель Общественного совета при УМВД России по Ангарскому округу:
- Нужно разговаривать со своими близкими, особенно пожилыми. Рассказывать им о тех случаях мошенничества, о которых вы читали или слышали. СМИ, конечно, дают много информации, но слова родного человека внушают больше доверия. Объясните старшим членам семьи, что дела финансовые по телефону не решаются. Мошенники сейчас хитрые, овладевают правилами ведения разговора, знают некоторые психологические приёмы и умеют расположить к себе жертву, поэтому нам нужно по всем фронтам срабатывать на опережение. Члены Общественного совета работают над съёмками профилактического видеоролика, на выходе несколько видов листовок. Буквально на днях мы подвели итоги конкурса «Расскажи родителям». В дистанционном формате ангарчане присылали нам свои видеорассказы. Мы с удовольствием посмотрели 42 творческие работы. Так, Ирина СМОЛИНА, председатель ТОС «Старый город», рассказала о помощи, которую местные жители оказывают пенсионерам. Например, недавно они бесплатно раздавали им медицинские маски. Ещё одна местная жительница, Ирина КАЛМЫКОВА, считает неоценимой помощь, которую ей оказывает внучка Настя. Девушка не только следит за всеми СМС, которые получает её бабушка, но и научила пенсионерку пользоваться интернетом, показала, где искать нужную информацию, чтобы не быть обманутой мошенниками. Берите пример и давайте вместе защитим от мошенников наше старшее поколение.