Отпуск с продолжением

Иркутский аэропорт. 1 апреля. Начало седьмого вечера. Через несколько минут на взлётку должен совершить посадку самолёт из Пхукета. Это мог быть один из многих рейсов, к которым все уже привыкли. Счастливые и отдохнувшие пассажиры после прохождения всех традиционных формальностей вышли бы из здания международных авиалиний и разъехались бы по домам, хвастаясь друзьям и знакомым о прекрасных днях отдыха на морском берегу.

Но в этот раз всё было иначе…
Ещё за полчаса до посадки подходы к зданию аэровокзала были оцеплены сотрудниками полиции. Вдалеке стояли несколько автобусов и спецмашин. Привычной суеты среди встречающих не было, как и самих встречающих. Их попросили не приезжать в аэропорт.
Впрочем, встречающие всё-таки были. Как рассказал и. о. заместителя губернатора региона Анатолий ПРОКОПЬЕВ, молодые родители подошли к нему и попросили передать вещи своей дочери - 12-летняя девочка возвращалась с учёбы в Таиланде. Кроме одежды, передали и записку. Всего из жаркого Таиланда на Родину возвращались почти 170 человек. Включая детей. Были среди них и в возрасте до трёх лет.
Из рая в Шелехов
Красивый салатовый аэробус коснулся полосы в 18.25. После успешной посадки его быстро сопроводили на ближайшую к терминалу стоянку. Хотя обычно самолёт ставили далеко от аэровокзала. Первыми на борт в специальных костюмах поднялись сотрудники Роспотребнадзора. Они прямо в салоне измерили температуру у 170 пассажиров рейса. Какие данные были там, точно неизвестно, но буквально через 10 минут на территорию аэропорта через так называемые «царские ворота» въехала с мигалками машина скорой помощи. Врачи и водитель также были облачены в белые защитные костюмы. И противогазы.
Пассажиров рейса доставили в терминал. Там снова медобследование, у них взяли мазки. Таможню и пограничный контроль все прошли быстро. Но затем, всё на той же территории порта, людей посадили в автобусы и вывезли в сопровождении машин ГИБДД. Теперь им предстоял путь в Шелехов, на территорию обсерватора.
В этот момент буря разразилась в социальных сетях. Жители города металлургов, узнав, что к ним на карантин отправляют пассажиров из Таиланда, возмутились. «Зачем нам эти коронавирусные?! Нам и выбросов от ИркАЗа хватает» - вот, пожалуй, самое корректное высказывание от пользователей.
«Это не Тай, да!»
Обсерватор встретил пассажиров старым плакатом «Добро пожаловать!» и сотрудниками полиции. «Возвращающиеся в Россию из стран, где зафиксирована вспышка коронавирусной инфекции, должны пройти изоляцию в специальных местах - обсерваторах». Узнав о таком распоряжении главного санитарного врача России, часть пассажиров отказалась выходить из автобуса. «Туристы захватили транспорт», - напишет позже ряд скандальных пабликов и телеграм-каналов. Этого не было. Пообщавшись с представителями власти, некоторые люди покинули транспорт. Но были и полностью несогласные. «Мы пересидим карантин дома, в коттедже или частном доме!» В итоге им выписали предписания об обязательной самоизоляции, о том, что они несут ответственность за свои действия, в том числе и уголовную. Теперь за их судьбой будут следить правоохранительные органы. Те же, кто не смог гарантировать проживание в частном, не многоквартирном доме, прошли в помещения обсерватора. Кстати, немного о нём. Это бывший санаторий-профилакторий одного из шелеховских предприятий. Находится в окружении сосен. До ближайших жилых домов более 150 метров.
В этот момент к территории подъехали родственники пассажиров. Но их быстро успокоили. И объяснили, что сотовая связь и интернет есть. Посылки передать можно, а вот лично встретиться - нет. В первую очередь во благо самих родственников.
После размещения у всех прибывших взяли анализы. Они прошли тест на коронавирус. По правилам его необходимо сделать через 10 дней после возвращения. Но здесь решили чуть отступить от этого. Впрочем, повторный тест будет сделан через 10 дней.
Как хочется домой…
Ночь прошла спокойно. Утром территорию обсерватора, включая даже самые незаметные тропы, перегородили сотрудники ГИБДД и Росгвардии. Омоновцы были в масках. Не в привычных для многих чёрных балаклавах, а в белых, медицинских. Или в респираторах. «Вот это как раз смотрится более устрашающе», - пошутил кто-то из приехавших журналистов.
Самим же туристам было не смешно. После проведённой ночи они начали возмущаться.
«Еда плохая, кровати неудобные! Отпускайте нас домой». Кстати, в этот момент горожане хотели было идти к обсерватору, чтобы «в народной манере» объяснить приехавшим, что они не правы. И должны сидеть в комнатах.
«Да, это не Таиланд и пятизвёздочный отель. Но условия вполне себе нормальные!» - прокомментировала ситуацию заместитель председателя регионального правительства Валентина ВОБЛИКОВА. Стоит отметить, что власти легко, несмотря на ситуацию, шли на контакт с прессой. Отвечали на все вопросы. «Мы понимаем, что это неудобство, это проблемы, но таковы правила, и это коронавирус диктует их нам!»
Режим, кстати, в обсерваторе строгий. Из комнат выходить нельзя. Алкоголь под строжайшим запретом. Два раза в день дезинфекция. Люди находятся под постоянным присмотром врачей.
Кстати, на борту рейса было 17 транзитных пассажиров. Это жители Москвы, Питера, Салехарда… У них отпуск точно продлится на ближайшие две недели. Здесь никаких других вариантов нет. Как и, допустим, в Москве, куда из-за границы прилетели несколько жителей Прибайкалья. Их также отправили на двухнедельную изоляцию в обсерваторы.
Тем временем ожидались ещё рейсы из Таиланда, поэтому власти готовили новые осберваторы. Например, в гостинице аэропорта «Воздушная Гавань». Перед размещением в ней пассажиров условия показали журналистам. Нормальные двухместные номера. Трёхразовое питание, всё приносят в комнату. Главная задача - исключить контакты людей между собой.
Позже людей (а всего должно вернуться более тысячи человек) начали размещать и в других гостиницах города.

Итог
Результаты тестов у пассажиров первого рейса оказались отрицательными. Кроме одной женщины. Её вместе с мужем отправили в инфекционную больницу. В воскресенье иркутян и ангарчан организованно развезли по местам проживания. В обсерваторах остались транзитные пассажиры. Надо ли пояснять, что теперь отпущенные домой иркутяне и ангарчане обязаны находиться строго по месту проживания, соблюдая условия карантина? Всего обсерватор на «домашний арест» сменили 27 ангарчан.
Кстати, со временем настроение отдыхающих во всех смыслах этого слова поменялось. Граждане понимают, что такое ограничение не прихоти ради, а нормальная практика. Многие, по словам сотрудников учреждения, уже извинились за своё поведение в первый день после заселения.

В продолжение темы…
Тем временем сейчас на самоизоляцию отправляют пассажиров, прилетающих из Москвы и Санкт-Петербурга. Рейсов немного, иногда они даже отменяются - нет желающих лететь. Но всё-таки самолёты иногда в аэропорт Иркутска прилетают. Во время одного из таких рейсов произошёл забавный, если это так можно назвать, случай. Из столицы в Иркутск прибыла группа из нескольких мужчин. Они, по неофициальной информации, хотели переждать столичный карантин на Байкале. Однако сотрудники Роспотребнадзора предупредили москвичей, что погулять по берегу Священного моря они смогут только через 14 дней. После проживания в обсерваторе, оглянувшись, подумав и переговорив между собой, мужчины сказали: «Ну уж нет! Где у вас тут касса?» Тут же взяли билеты на обратный рейс и улетели. Взлетали в сторону Байкала. Так что немного замёрзшие воды водохранилища они посмотрели. Возможно, даже подумали, что озеро они видели.
Владимир КРЮЧЕНКОВ