Окно без решётки

Вчера Никита и Женя покинули территорию Ангарской воспитательной колонии. Ушли на «досрочку». На торжественном построении в честь этого важного шага под завистливыми взглядами товарищей по несчастью мальчишкам вручили дорожные сумки со всем необходимым в пути и пожелали никогда не возвращаться в эти стены.Мы встретились с ними буквально за несколько дней до освобождения на презентации нового проекта Ангарского общественного фонда развития социальной сферы «Со-действие» и самой колонии - тренировочной квартиры, которую этим летом построили здесь на средства президентского гранта.

Впервые в системе
Тренировочную квартиру оборудовали на базе реабилитационного центра при колонии. Две комнаты объединили между собой. Отремонтировали потолок, санузел, наклеили новые светлые обои, поменяли батареи. В кухне теперь стоят небольшой гарнитур, обеденный стол, холодильник, стиральная машина и гладильная доска. Во второй комнате рядом с кроватями расположились книжные шкафы, журнальный столик и кресла.
- Это только начало, есть задумка, что уютом квартиру наполнят сами жильцы. Повесят шторы, посадят цветы. Каждый постоялец будет здесь оставлять что-то на память. Никита и Женя сделали вот эту картину из пайеток, два месяца по вечерам выкладывали, - проводит нам экскурсию автор проекта, руководитель фонда Евгений ИВАНОВ.
Презентация квартиры прошла в последние дни августа. На неё приехали представители ФСИН из Москвы. Оценив сделанное, рекомендовали проект к федеральному масштабированию. В планах - к следующему лету издать методическое пособие по организации тренировочных квартир на ангарском примере. Не забывайте, что до ангарчан ничего подобного в российской пенитенциарной системы никто не делал!
«Вот приеду домой, котлеты маме пожарю...»
Галина Григорьевна ТОЛСТИКОВА работает в реабилитационном центре социальным педагогом. К ней воспитанники колонии попадают за несколько месяцев до освобождения. В этот момент они участники школы подготовки к выходу на волю. Пока юристы и другие специалисты готовят документы, делают запросы по месту жительства, мальчишки осваивают в центре элементарные бытовые навыки.- Не поверите, многие из них не знают, что при загрузке стиральной машины бельё нужно делить на белое и чёрное. Вчера у нас был урок по ремонту смесителя, также учились, как открыть стиралку, если сломался замок на дверце, - улыбается Галина Григорьевна.
Социальная «мама» должна научить их многому на кухне. Например, Никита три месяца назад мог только сделать яичницу. Сегодня он грамотно жарит курицу, варит суп и даже умеет приготовить блины и пирожки.- Вот приеду домой, котлеты маме пожарю, - мечтательно произносит он, предчувствуя, как мама-повар удивится новым талантам сына. В первые дни на воле у него уже запланирована поездка всей семьёй на дачу на шашлыки.
Изменить траекторию судьбы
Главная задача воспитательной колонии, конечно, не подготовка юных поваров.
- Мы пытаемся показать этим ребятам существование иного мира, успешной и благополучной жизни, примеры другой судьбы. В прошлом году стартовал ещё один совместный с фондом «Содействие» проект - «Наставники». В нём известные ангарчане начали курировать ребят, вместе выезжать куда-то, разговаривать с ними. Мы также приглашаем в гости в колонию своих бывших подопечных, которые смогли успешно социализироваться в обычной жизни, - рассказывает заместитель руководителя колонии Иван ПРИВАЛОВ.
Недавно здесь прошёл день колонии, на который приехал Артём, юноша, освободившийся весной нынешнего года. Парень успешно сдал ЕГЭ в школе колонии и поступил в авиационный институт. Теперь мечтает перевестись на лётчика.
«Звёздный» пример Артёма вряд ли доступен для большинства сидящих здесь ребят, но есть и другие, более «земные» варианты.
- Иркутский парень Павел, получив здесь рабочую специальность, устроился установщиком пластиковых окон, получает неплохую зарплату, 40 тысяч рублей, женился и съездил в свадебное путешествие в Санкт-Петербург. Чем не пример? - продолжает Иван Валентинович.
Иван Привалов работает в колонии два года. Говорит, главное, что держит его здесь, - наблюдать, как меняются представления воспитанников о ценностях жизни, как вчера неблагополучные мальчишки становятся совсем другими.
- Недавно был случай - выпускался Руслан, очень молодой, гиперактивный, вспыльчивый человек. Психологи давали 90%, что он вернётся в колонию. Прошло какое-то время. Он позвонил, наверное, каждому нашему сотруднику рассказать, что у него всё хорошо, что он пошёл в армию, в десантные войска, что он сумел удержаться. Смог преодолеть самого себя. Каждая такая история дорогого стоит, - говорит Иван Привалов.
Прощай, колония
Реабилитационный центр расположен в нескольких десятках метров от колонии. Когда ребята переезжают в него жить, они по-прежнему находятся под надзором, живут по строгому распорядку дня. Но всё-таки это совсем другая жизнь.- Посмотри в окно - на нём нет решётки! А в колонии везде решётки, проволока, перемещаться можно только под конвоем. Это колоссальная разница, - объясняет мне Евгений Иванов.
Галина Григорьевна подтверждает. Рассказывает, какой робкой и неуверенной походкой заходят в здание в первый раз постояльцы. Как на глазах меняется их поведение, появляется уверенность в себе.
- Мы их вывозим в город на несколько часов. На днях выезжали в магазины, мальчики сами себе покупали одежду. Разрешаем гулять рядом. По вечерам они смотрят телевизор, здесь 20 каналов. Читают книги. Никита у нас ещё тот книгоман. До колонии книги в руки не брал, а здесь увлёкся. Порой даже учителя замечания делают: выполнит задание на уроке - и за книжку. Выиграл конкурс «Ученик года». Вот такие перемены с ним произошли, - рассказывает Галина Григорьевна.
Из колонии Никита вынесет не только любовь к приключенческим романам. Теперь у него есть три корочки о получении рабочих специальностей: каменщика, швея и рабочего по ремонту жилищно-эксплуатационного хозяйства.
В момент интервью с воспитанниками в папке у Ивана Привалова уже лежали билеты на поезд - их приобретают на государственные деньги: Никите - в родной Краснока-менск, Жене - в деревню под Улан-Удэ. Уже через несколько дней в тренировочную квартиру заедут следующие постояльцы, чтобы так же, как и эти ребята, научиться жить обычной жизнью....
Мы прощаемся. Я спрашиваю, нет ли мандража, ведь остались считанные дни в этих стенах. Парни, усмехаясь, с бравадой отвечают, что никаких особых волнений по поводу освобождения не испытывают. Конечно, это неправда. Их педагоги знают, что последние три дня перед выходом начинают нестерпимо тянуться. И вряд ли парни смогут хорошо спать в последнюю несвободную ночь. И когда за ними захлопнется дверь этой тренировочной квартиры, мальчишкам искренне пожелают никогда сюда не возвращаться.
Елена ДМИТРИЕВА Фото автора