Дело под грифом «секретно»

Поиски документального подтверждения крушения поезда и гибели людей между станциями Совхозная и Карьер пока не дали чёткого ответа. Самые точные сведения мы могли бы получить в архивах НКВД, но, как оказалось, документы военных лет переданы в Москву.Тогда мы обратились к архивам Восточно-Сибирской железной дороги, где могли быть данные о ликвидации последствий крушения, направлении техники и рабочих бригад к месту катастрофы. В настоящее время приказы и распоряжения хранятся в Государственном архиве новейшей истории Иркутской области.


Дата требует уточнения
Те, кто считает, что достаточно написать заявку и на следующий день выдадут нужный документ, очень ошибаются. По запросу выдадут папки с документами. Нам предоставили 10 папок по 300- 800 листов. Каждый документ нужно просмотреть. Пока удалось пролистать приказы начальника ВСЖД за 1940-41 годы. Точного указания на крушение, которое интересует нас, мы не обнаружили. Зато выяснили, что в годы войны аварии не были редкими. Причина большинства из них - несоответствующее техническое состояние путевого хозяйства, подвижного состава, недисциплинированность работников.
В приказе начальника железной дороги СЫЧЁВА от 8 августа 1940 года «Об улучшении работы дистанций пути» читаем: «Бригады пути и дорожные мастера предоставлены на самотёк и, не имея помощи, допускают упущения, а в отдельных случаях преступное отношение, как пример - производство работ смены рельсов без шаблона с постановкой ширины колеи с явно аварийным уширением».
В документах подшиты расследования крушений на Зиминском, Култукском участках, на территории Бурятии. Все они обошлись без большого числа жертв.
Самое большое число погибших в крушениях поездов было отмечено в 1943 году. Эту информацию мы обнаружили в рассекреченных протоколах заседаний Иркутского обкома ВКП(б). В ходе рассмотрения вопроса об аварийности на ВСЖД было отмечено: «За 3,5 месяца со дня издания указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля с. г. «О введении военного положения на всех ж. д.» произошло 9 крушений, при которых убито более 800 человек, ранено 225 человек».
Теперь мы продолжим поиски в архивах за 1942-43 годы.
Подрались и дверь сломали
Об этом же говорила наша читательница Галина ЧЕРНЕНКО.
- Как прочитала про железнодорожную аварию, уснуть не могла. Я тоже о ней знаю, но то, что она произошла в начале войны, сомневаюсь, - сообщила ангарчанка. - Вчера до часу ночи вспоминала, сверяла дату аварии с событиями в жизни семьи. В Мегет мы приехали в 1939 году. Отец строил радиостанцию. Мы поселились в двухэтажном деревянном доме в центре посёлка. Зимой 1941 года разморозили систему отопления, и жить в нашей квартире стало невозможно. Мы переселились в барак, где в каждой комнате была печка. Ребятишек в бараке много. Однажды летом мы подрались и сломали дверь в нашу комнату. За это мать меня наказала, запретила отлучаться из дома. На следующий день мы узнали о крушении поезда. Ребятишки побежали туда смотреть, а я осталась. Так что авария могла случиться в 1942-м или в 1943-м.
Кто виноват, тех Бог осудит
Кстати, откликнулся человек, который установил крест на братской могиле. Иван КРЮКОВ, проживает в Зуе.
- О погибших мой сосед дядя Митя рассказал ещё в начале 1990-х. Я тогда решил, что погибшие должны под крестом лежать. Сделал из деревянных
перекладин крест, установил. Какая разница, кто там правые, кто виноватые? Кто виноват, тех Бог осудит.
Ирина БРИТОВА