Начинаем жить с белого листа

Педагогический стаж в системе профессионального образования у Тамары Анкиной более 40 лет. Работать ей пришлось не с «умненькими-разумненькими Буратинами», а с трудными ребятами.

- В профессиональные училища шло немало подростков, от которых в школах стремились избавиться, - рассказывает она. - В нашей системе была совсем другая обстановка и другой климат, нежели в школе. Ребятам, пришедшим в профессиональное училище, я говорила: «Начинаем жить с белого листа. Всё плохое оставляем в прошлом. У вас есть возможность показать себя с лучшей стороны».


Комсомол сказал: «Надо!»
Она не думала о профессии педагога, училась, чтобы работать в торговле. В комитете ВЛКСМ заметили инициативную девушку, способную вести за собой ребят, и предложили ей преподавательскую деятельность.
- В комсомоле меня учили видеть хорошее в людях, я была уверена, что в коллективе каждый человек может раскрыть свои душевные и профессиональные качества, поэтому согласилась работать в профтехобразовании.
Молодого педагога направили в Ангарск в профессионально-техническое училище №10, более известное как ФЗО - школа фабрично-заводского обучения. Там создали группы продавцов. Сначала Тамара Ивановна была преподавателем, а затем заместителем директора ПТУ.
- Многие известные люди в нашем городе, руководители предприятий, депутаты вышли из профтехобразования, - замечает бывший завуч. - Начиная с рабочих специальностей, они прошли по всем ступенькам карьерной лестницы. Это специалисты, которые знают производство с низов. Но порой к нам приходили парни со сложным характером, к ним нужен был особый подход.
Подарочки на День знаний
В профтехобразовании тех лет сложилась особая атмосфера. Учащиеся находились под присмотром учебного сектора, комсомола, профсоюза. В каждой группе - мастер, классный руководитель. Из ПТУ не выгоняли, молодые люди обязательно должны были получить рабочую профессию.
- Однажды набрали группу ребят труднее трудного на специальность «плотники». Пацаны отчаянные, бросили школу, за плечами 5-6 классов образования и никакого желания учиться, - вспоминает Тамара Ивановна. - Я зашла в большой класс, там 8 подарочков на День знаний. Все сидят по одному на последних партах. Первый урок провела по программе третьего класса школы, объясняла с картинками, какие существуют породы деревьев. Когда начала задавать вопросы, парни были готовы спрятаться под парту, лишь бы не отвечать. Мне хотелось плакать от жалости к ним. Это как надо было обидеть подранков, что они не доверяли друг другу, боялись преподавателей и учебного процесса? Я к ним по-доброму, за каждое слово хвалила. В течение нескольких занятий удалось их разговорить, познакомить друг с другом. Дала поручение нашим комсомольцам, чтобы они вовлекали сверстников в общественную жизнь, не позволяли им замыкаться в себе. Со временем стала замечать, что после уроков ребята не уходят: то в мастерских задержатся, то на спортивной площадке на турниках. Для них в училище было спокойнее и уютнее.
Система обучения в их группе была такова: 10 дней теории, 10 - практики. Мастерами на практике в основном были мужчины, они умели находить с молодёжью общий язык. Пацаны научились работать с инструментами, почувствовали вкус первых успехов, плечи расправили, глаза не прятали. По окончании учёбы мы на них нарадоваться не могли. Вместе с документом об образовании они получили путёвку в жизнь, уверенность в том, что смогут устроить свою судьбу.
- Комсомольцы были нашими помощниками в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, инициаторами проведения олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, спортивных и творческих мероприятий, - подытоживает Тамара Анкина. - Они на своём примере показывали, что значит жить увлечённо, с пользой для людей, и привлекали в свои ряды ребят, утративших интерес к учёбе, общественным делам.  
Ирина БРИТОВА