Пессимисты на БАМе не приживались


 В октябре нынешнего года исполняется 100 лет со дня основания Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи - ВЛКСМ. В связи со знаменательной датой Музей Победы обратился к комсомольцам всех поколений с просьбой передать в дар музею памятные вещи, связанные с их комсомольским прошлым, для организации и проведения юбилейной выставки. Одной из первых откликнулась Галина РУСАНОВА. Она передала в музей подарочный экземпляр книги «Навстречу времени», в которой рассказывается о том, как прокладывалась сложнейшая в мире железная дорога - Байкало-Амурская магистраль, о героях небывалой стройки.

За туманом и за запахом тайги
«Иркутский комсомолец» был самым крепким отрядом на БАМе.
- Почти все, кто прибыл с первым десантом в будущий посёлок Магистральный, работали до первого поезда, - рассказывает первостроитель-бамовец Юрий Ремпель.
Сибиряки доныне сохранили дружбу. Каждый год в выходные, ближе к 2-3 июня собираются вместе, вспоминают молодость, всё так же понимают друг друга с полуслова, делом поддержат, в беде помогут.
День для встречи выбран не случайно - 2 июня 1974 года иркутский отряд приехал в палаточный городок на месте нынешней железнодорожной станции Киренга.
- Почти четверо суток мы добирались до места. Сначала на поезде из Иркутска до Усть-Кута. На каждой станции к отряду присоединялись новые бойцы. К конечной остановке набралось более 200 человек, из них 42 ангарчанина.
Желающих получить комсомольскую путёвку на стройку века было немало, но в отряд брали не всех, а самых надёжных, убеждённых, тех, кто не испугается первых трудностей.
Часть ребят отправили вертолётами, чтобы они подготовили место для высадки десанта. Остальных на самолётах АН-2 доставили до аэропорта в селе Казачинском, оттуда на лодках до деревень Ключи и Седанкино, далее 5 км пешком по тайге.
В отряде сухой закон
На месте уже была расчищена поляна, установлены 20-местные брезентовые солдатские палатки, в отдельных палатках - столовая, клуб.
- Меня это обстоятельство даже несколько расстроило, - удивляет Юрий Андреевич. - Я рвался на БАМ, чтобы строить новый город с первого колышка.
Юрия Ремпеля поселили в палатке №1. По соседству разместились Василий СЕРДЮК, Иван КИСЕЛЁВ. В начале июня на севере ещё снег пробрасывало. В холода спали на узеньких раскладушках вдвоём, спина к спине, чтобы не замёрзнуть.
Бойцов собирали по самым нужным на стройке профессиям - трактористы, водители, экскаваторщики, сварщики.
- Первое время работали без выходных. Солнышко встаёт - мы на работу, заходит - мы возвращаемся в палатки. Кормили бесплатно, вкусно. Мясо в рационе обязательно. А спиртное под запретом - сухой закон!
Забот много. Одновременно строили железную и автомобильную дороги, промбазу, дизельную и первые дома. Надо было успевать: зимой в Сибири в палатке не проживёшь. Стройматериалы доставляли на баржах по Киренге, пока в реке держалась высокая вода.
Однажды в посёлок привезли щиты для строительства домов. Баржа причалила к берегу у небольшого полуострова. Весь день первостроители вручную разгружали их и штабелями складывали на берегу. Устали, едва на ногах держались, ушли спать. А утром уровень воды в Киренге начал быстро подниматься. Пришлось в спешке вытаскивать щиты на основной берег. Потом сами себе удивлялись, как успели большую часть груза за несколько часов спасти.
К 1 сентября построили первые щитовые дома - одно общежитие для девушек, три - для парней и одно малосемейное. Баню срубили. По подготовленной насыпи проложили времянку, по ней пригнали энергопоезд и несколько жилых вагончиков. Жизнь налаживалась, город строился - было за что пахать!
Мода на кирзачи
До отъезда на БАМ Юрий Ремпель женился. Жена Татьяна поддержала его решение отправиться «за туманом и за запахом тайги». Вскоре сама к нему приехала. Увидела красоту северных мест и решила - останется!
Юрий ещё в палатке жил. Как в фильме «Офицеры», поселили их за занавеской. Потом молодой семье комнату в общежитии предоставили.
- К девушкам на БАМе отношение было трепетное. Сильным парням жилось нелегко, а им тем более.
Ходить по земле и то было тяжело - липкая глина наворачивалась вокруг сапог. По три пары обуви за месяц изнашивали. Кирзовые сапоги разных размеров доставили на вертолёте, выгрузили, а склада нет, накрыли брезентом, так они и лежали в большой куче. Подошва отстала - нашёл сапоги своего размера, худые выкинул, новые надел. Девчонки тоже ходили в кирзачах. У них была своя бамовская мода - телогрейки, платочки. На зиму привезли монгольские полушубки, валенки с резиновой подошвой.
В ноябре ударили морозы. Ртуть на градуснике западала за минус 50 градусов. Утром по потолку иней, углы промёрзшие, но надо вставать и топить печь, собираться на работу.
- Сварщики знают, что ниже минус 27 варить нельзя! А технику на линию необходимо выпускать. В первую зиму наше звено сварщиков, 6 человек, работали по переменке. Потом наверху поняли, что в такие морозы машины загубят, начали вводить актированные рабочие дни.
Одеяла вместо цветов
Поддержать строителей БАМа приезжали известные артисты, поэты, композиторы. Валентина ТОЛКУНОВА была одной из первых. Ещё палатки стояли. Вертолёт доставил артистов в Магистральный. Площадка для посадки неустойчивая, отсыпанная на болотистой местности. Несколько минут на разгрузку - и команда на вылет. Артисты до следующего дня остались в тайге. После концерта певице с душевным голосом несли не цветы, а одеяла, чтобы она ночью не замёрзла.
Железную дорогу строили комсомольцы
- Мне не раз доводилось слышать, что БАМ строили заключённые. Спорное утверждение. Лагеря для заключённых в окрестностях стройки были. Их контингент занимался вырубкой леса, расчисткой просек и строительством подъездных автомобильных дорог. Железную дорогу строили комсомольцы!
Трудились не только ради зарплат, хотя они в два-три раза превышали комбинатовские. Было убеждение, что наш труд на пользу людям! Поэтому искренне радовались, когда на станции приходили первые поезда.
Это была наша жизнь. Мы были оптимистами, верили в светлое будущее и высокое предназначение дела нашей жизни. А пессимисты на БАМе не приживались.
Ирина БРИТОВА