Свежий номер
Одинская легенда №29. Как за Никиту Тунгусова болели у каждого телевизора в селе
- Неужели снова Никита Тунгусов? - прокричал с телеэкранов всей страны комментатор «Матч ТВ», когда раскосый паренёк с номером 29 на спине, точно щёлкнув клюшкой от синей линии, собственноручно заколотил уже второй гол в решающей игре сезона. За тем, как в финале детского турнира «Золотая шайба» новомосковская «Виктория» разделывалась с воронежскими «Бобрами», в прямом эфире следили от Калининграда до Камчатки. Следили и учили звучное имя восходящей хоккейной звёздочки.
А в то же самое время, когда 13-летний Никита Тунгусов победно вскидывал руки и, сверкая от радости карими глазами, нёсся к партнёрам по команде, в родном Одинске за мальчугана болели и переживали его самые родные на свете люди: мама, папа и две сестрёнки. После долгой разлуки и триумфально завершившегося сезона всего на месяц Никите удалось вырваться домой из далекой Тульской области.
Национальная борьба помогает на льду
- Хотите верьте, хотите нет, а когда его дядя Вася в четыре годика на лёд «Ермака» на первую тренировку привёл, он ведь, как на коньки встал, так сразу и побежал, - выбрав для разговора с корреспондентом уютную домашнюю беседку, с гордостью рассказывает мама хоккеиста Ирина Тунгусова.
- Да нет, мама, меня же сначала Евгений Павлович за руку придерживал, а потом уж сам, - краснея от скромности, делает поправку Никита.
Именно Евгений Павлович БЕРДНИКОВ, первый тренер Никиты, разглядел в четырёх- годовалом одинском бутузе неогранённый хоккейный талант.
- Я сначала даже не понимал, что такое хоккей и как в него играть, - признаётся Никита, - а Евгений Павлович показал мне, что, оказывается, хоккей может приносить счастье.
Никита и хоккей - они выбрали друг друга. Как и каждый уважающий себя одинский парень, наш герой параллельно с ледовыми баталиями занимался и боксом, и национальной борьбой. Но когда совмещать было уже невозможно и настала пора выбирать что- то одно, Никита не мешкал.
- Конечно, круглыми днями я думал только о хоккее, он мне снился, но единоборства мне тоже пригодились. В том числе и в хоккее, - на этих словах Никита хитро заулыбался. - Дать отпор сопернику на льду иногда приходится, но я пер- вый в замес не лезу, только если сами напрашиваются.
Незаурядная скорость и хороший бросок практически сразу определили позицию Никиты на площадке - в нападении. Долгое время постоянными партнёрами одинца были ангарчане Никита НОС- КОВ и Михаил ФИРСОВ, а также Альберт ОСИПОВ из Савватеевки. Парни отлично чувствовали и дополняли друг друга. И ничего удивительного, что после серии ярких игр ангарчанами заинтересовались другие клубы. Настойчивее остальных оказалась та самая новомосковская «Виктория». Тогда большой выбор встал уже даже не перед детьми, а перед родителями. Везти ребят на просмотр через всю страну в неизвестность, держа в уме, что пацаны могут попросту не пробиться в состав и навсегда закончить с хоккеем, или оставить всё как есть?
Смотрю - а на трибуне мама
- Было страшно, - признаётся Ирина. - Никита загорелся, хотел рискнуть, а я всё думала: как же это, отпускать кровиночку одного за тысячи кило- метров? В итоге мы с другими родителями решились поехать вместе и посмотреть условия, в которых предлагают жить, учиться и играть нашим детям. А когда нас успокоили (в клубе детей холят и лелеют), мы вы- дохнули. Непросто, конечно, матерям с детьми расставаться, но лишать их отличного шанса мы хотели ещё меньше.
Сейчас, сидя в родной беседке, улыбчивый парень вспоминает, какими тяжёлыми были его первые два месяца вдали от дома. Как непросто приходилось, когда на од- но место в составе наряду с ним претендовали один-два таких же, как и Никита, юных спортсмена из регионов, да ещё и дети из столицы (к которым отношение, понятное дело, особое). Чтобы доказать своё право играть, одинскому парню нужно было быть на две головы выше.
- Нас с ангарскими ребятами сразу разбили по пятёркам. Привыкать к новым партнёрам было ой как тяжело, - вздохнул Никита. - Меня сначала тренер в третье звено поставил, игрового времени было мало. Я первые матчи вообще не забивал.
В этот трудный период не раскисать парню помогали лишь ежедневные звонки родителей.
- Я по его голосу чувствовала- несладко сыну приходится, - вспоминает Ирина. - От этого у самой в душе всё громыхало. Так вот долгими разговорами обо всём на свете друг друга отвлекали от дурных мыслей.
Через два месяца Никита разродился первым дублем в рамках регулярного чемпиона- та. Вовремя, ведь на горизонте уже маячило начало долгого розыгрыша «Золотой шайбы»...
На дворе 8 марта - день рождения Никиты, но очередную тренировку никто не отменял. Ни о чём не подозревая, парень рассекал лёд в упражнениях. И тут его глаз зацепился за что-то очень родное.
- Я сначала даже не понял, - смеётся мальчишка. - Гляжу - а на трибуне мама с папой стоят и мне машут. У меня аж дыхание перехватило. Я так обрадовался - с октября родителей не видел.
Сюрприз, который мама с папой устроили своему хоккеисту, моментально «разрядил» все те месяцы, полные усталости и неуверенности в собственных силах. С того момента Никита принялся клепать шайбу за шайбой. А тут на пороге и финал всероссийского турнира.
- Когда шла финальная игра, всё село к телевизорам при- льнуло, - улыбается Ирина. - А когда Никита свои две шайбы забивал, нам сотнями сообщения в вайбер посыпались. Звонили отовсюду. Оказывается, болели не только в Ангарске - в Улан-Удэ, в Якутске, Питере, Москве за Никитку переживали. Даже бывшие коллеги с работы поздравляли, будто мы сами шайбы вколачивали.
О том, что Никита стал всероссийской знаменитостью, парень из Одинска узнал толь- ко на следующий день. Обессилев физически и эмоционально, он уснул сразу после игры, прямо в автобусе. Ирина вспоминает, наутро первое, что она Никите сказала: «Сын, мы тобой гордимся!»
Дмитрий ДЯГИЛЕВ