Полёт на мотоцикле. Александр САВИН рассказал, как в Ангарске выжил мотоспорт

Савин, Ангарск, мотокросс. Эти три слова связаны между собой так крепко, что не разорвать. Любой человек из мира профессиональных мотогонок знает, кто такой ангарчанин Александр Савин и как он предан этому виду спорта. Репутация Савина не терпит сомнений. Именно благодаря ей в трудные годы он не дал погибнуть мотоспорту в нашем городе и смог сделать из Ангарска культовое место, где уже десять лет подряд проходит полуфинал чемпиона России по мотогонкам. Сегодня Александр Савин - гость нашей редакции.

- Александр Андреевич, как вы попали в мотоспорт?

- Первый мопед у меня появился в 14 лет. Я уже учился в училище на электромонтёра промышленного оборудования. Учился отлично, поэтому получал повышенную стипендию. Основную часть отдавал родителям, а с разницы копил на мопед. Когда мне было лет 18, я впервые увидел спортивный мотоцикл у нас в квартале. Услышал треск и побежал за ним. Сколько этот мотоцикл ехал, столько я за ним и бежал. Добежал до гаражей, возле которых водитель заглушил мотор, увидел, что в гаражах стоят такие же мотоциклы, да так рядом с ними и остался. На всю жизнь. Спортивно-технический клуб (СТК) был организован при АЭХК директором Новокшеновым.

- И что, вас взяли в клуб?

- Взяли, но не спортсменом, а механиком - увидели, что могу ремонтировать технику. Спортсменов тогда хватало, а хороших механиков не было. На этом поприще я проработал шесть лет, на мотоциклах же мне давали только прокатиться. Понимаете, мотоциклы тогда были такого качества, что самым важным для гонщика было не приехать к финишу первым, а просто доехать до финиша. Но однажды так получилось, что один из гонщиков не смог принять участие в соревнованиях, и мне предложили попробовать. И я в этой гонке занял призовое место - третье. Так и пошло-поехало.

- Как вышло, что именно ангарчане в те годы стали лидерами мотоспорта?

- Постарались (смеётся). На самом деле мотоспорт - это занятие для фанатично преданных этому делу людей. Это не просто погонять на мотоцикле. В нём много важных составляющих. По сути, спортсмен должен быть тяжелоатлетом, с отлично развитым вестибулярным аппаратом, скоростной выносливостью, специфическими ловкостью и гибкостью, способностью выдерживать колоссальные статические нагрузки. Важны также психологическая устойчивость, отсутствие страха. Что уж говорить, в мотокроссе риск получения травмы всегда высок. Ребята тогда у нас подобрались что надо: БОРИСЕНКО, ВОРОНЦОВ. Мы даже дружно бросили курить. Отличные тогда были времена для мотоспорта. Только в одном Ангарске было три мотосекции: при АЭХК, АНХК, АУСе. А всего по области их было 26. Помню, как были шокированы шведы, которые тогда приехали к нам на соревнования. У них на всю страну таких клубов было столько же, сколько у нас в городе. Помимо мотокросса, в нашем СТК ещё были секции пулевой стрельбы, подводного плавания, авиамоделирования…

- С перестройкой всё, конечно, рухнуло…

- Да, выжили только мы. В 1989 году меня вызвало начальство и предложило возглавить СТК. Сказали: принимай, или закроем. И началось. В 90-е доходило до абсурда: у секции пулевой стрельбы забрали пистолеты правоохранительные органы. Мотив? Чтобы не отобрали преступники. Секция подводного ориентирования закрылась, потому что бассейн запросил непосильную плату за аренду. Наши гаражи тоже продали, потом их пришлось выкупать. Всё перешло на хозрасчёт, надо было как-то выживать. Мы зарабатывали деньги тем, что готовили водителей, перевозили грузы.

- Но страсть к мотогонкам было не убить?

- Конечно. Первыми в постперестроечные годы развивать мотоспорт решили лесозаготовители в Игирме. В 1992 году они первыми в области приобрели японские спортивные мотоциклы. У них мы через некоторое время и купили две первых «Хонды». Импортные мотоциклы по сравнению с нашими - как небо и земля. Другие возможности, другая геометрия. На них можно летать по 20-25 метров. Так потихоньку мы начали оживать.

В начале 2000-х ко мне начали обращаться представители местного бизнеса. Спросили: что мы можем, чем удивим. Мы сделали трамплин, я позвал ребят-спортсменов: Юру ПОЛИКАРПОВА, Славу ДЕМЕНТЬЕВА - чемпионов России и мира по мотогонкам. Удивили. Так мы тогда получили средства на организацию серьёзных соревнований - Кубка Бафорс. Потом к нам высказал интерес ЮКОС, но тут Ходорковского посадили, и наше сотрудничество завершилось, не начавшись.

- Рассказывают историю, как на вас однажды вышел японский дилер, который когда-то был российским разведчиком…

- Да, это была удивительная для меня история. Приехал человек и предложил нам напрямую из Японии поставлять спортивные мотоциклы в предпродажной подготовке. Тогда мы ездили за мотоциклами во Владивосток, где нам втридорога сбывали всякий автохлам. Эти же были в идеальном состоянии, по своим характеристикам как новые, да и цена в два раза ниже рыночной. Мало того, он их нам присылал со словами: поездите - если понравятся, то купите. На мой вопрос «Почему вы так нам доверяете», он отвечал: «Я о вас навёл справки».

- Как я понимаю, именно ваша репутация, достижения наших спортсменов привели к тому, что Ангарск продолжает оставаться центром мотоспорта…

- Да, в мире мотоспорта наши ребята продолжают оставаться авторитетами. Усольчанин Слава Дементьев во главе российской сборной. Ангарчанин Евгений ГОЛУШКО в данный момент тренирует юниорскую сборную нашей страны в Сочи. В этом году мы в десятый раз провели в пойме Китоя соревнования, которые являются отборочными на российский финал. Наша трасса - единственная мотокроссовая трасса в области, которая соответствует современным спортивным стандартам. К сожалению, мотоспорт сегодня практически не имеет государственной поддержки, тогда как стоимость самого простого кроссового мотоцикла начинается от 300 тысяч рублей. После победного второго места наших юниоров премьер-министр распорядился приобрести для наших ДОСААФов 130 новых спортивных мотоциклов. Но до Иркутской области ни один из них не дошёл. Поэтому пока репутация наших спортсменов держится исключительно на финансах их родителей или спонсоров.

Беседовала Елена ДМИТРИЕВА

Фото Максима ГОРБАЧЁВА