«Не обидно, если выиграл сосед». Председатель ТОС Сергей ЗАГВОЗДИН о том, почему соседям стоит объединяться

Ангарские Ведомости

У председателя ТОС «12а микрорайон» выходных нет. Он просто делит свои сутки на три не всегда равные части, чтобы успеть поработать на основном месте, приносящем деньги, стабильность и, как выяснилось, эмоциональный отдых, решить миллион организационных вопросов территориального общественного самоуправления и пообщаться с семьёй, в которой совсем недавно появился второй ребёнок.

- Сон у меня давно по остаточному принципу. Наверное, как раз с того момента, как мы начали задумываться о создании ТОСа. Вчера, например, пришёл с работы, с домашними провёл немного времени, и всё, день закончился, а у меня ещё незаполненная заявка на конкурс для нашего ТОСа. Семья отправилась спать, а я - смотреть в монитор, - рассказывает Сергей.
- Как вообще решились взять на себя такую ответственность? На объединённой территории живут более 2,5 тысячи человек, а в «хозяйстве» ТОСа восемь больших многоквартирных домов.
- Меня всегда бабушка учила, что жить нужно не только ради собственного блага, а приносить в мир что-то хорошее, делать его лучше. Она сама всегда была очень активной, и у меня просто не было шанса вырасти другим. Сначала была активная волонтёрская деятельность, потом, когда появилась семья, захотелось создать уют и комфорт для них. Чтобы мои дети росли в благоустроенном городе, гуляли в красивом дворе. Так границы ответственности расширились от собственной квартиры до двора, а потом и микрорайона.
Первые шаги мне помогала сделать руководитель ТСЖ Александра ПОНОМАРЁВА, которая убедила меня стать старшим по подъезду. А дальше как-то всё самой собой получилось, захватила меня эта история.
Много было сомнений по поводу создания ТОСа. Председатели ТСЖ и старшие по домам понимали, что это будет дополнительная нагрузка, но манила возможность дальнейшего благоустройства нашего микрорайона. Чего тут скрывать, у нас один из самых красивых дворов в городе! Это тот результат, который хотелось тиражировать на весь микрорайон. В итоге мы решились и начали при поддержке ЦПОИ организовывать собрания внутри дворов, наводили контакты со старшими по домам, председателями МКД. Объясняли, убеждали.
Весной 2018 состоялось собрание, где мы решили вопрос о создании ТОСа. Пакет документов подали в администрацию АГО, Дума округа утвердила Устав и границы ТОСа. Мы приняли решение зарегистрироваться как юридическое лицо. Первый раз мы поехали в Минюст, но выяснилось, что название нашего ТОСа «12а» не подходит - нужно, чтобы, кроме цифр, были ещё и слова. Мы уехали ни с чем, и процесс пришлось начинать сначала. Поменяли название на «12а микрорайон», внесли изменения в Устав, снова вышли на Думу… И только в конце 2018 года, перед новогодними праздниками, я во второй раз отвёз документы в Иркутск. 4 февраля 2019 года у нас появился официальный статус юридического лица и возможность участвовать в грантовых конкурсах.
- Победы посыпались сразу одна за другой?
- Увы, нет. Первым опытом стала заявка на конкурс фонда «Новый Ангарск», но выиграть не получилось. За весь 2019 год ни один из наших проектов не стал лучшим, но в 2020-м удача нам улыбнулась на конкурсе АЭХК.
В одном из дворов мы поставили тренажёры, которые в период пандемии стали очень популярными среди жителей. Не всё, конечно, было гладко. Заказанное оборудование шло к нам из Краснодара, поэтому ждали долго. Потом сами занимались установкой, а теперь вот поддерживаем работоспособность.
Урожайным был прошлый, 2021 год. Мы выиграли три конкурса: «Губернского собрания», местную субсидию и получили грант от Фонда Красноштанова.
Побеждать, конечно, приятно, но нашим немногочисленным активом реализовывать сразу несколько проектов очень непросто. Некоторые из нас начали испытывать эмоциональное выгорание. Ты бегаешь между общественным трудом, основным местом работы, семьёй и в конце концов сил не остаётся вообще ни на что. Тогда мы начали привлекать соседей, пытаться их объединить - и сработало! Это подтвердила победа в региональном конкурсе и звание «Лучший социальный ТОС Иркутской области».
- В тот год, когда вы ничего не выигрывали, люди вам задавали вопросы, спрашивали, зачем всё это нужно, раз ничего не получается?
- Отношение разное, были и недовольные, но, к счастью, больше тех, кто поддерживал. В 2019 году мы вошли в проект «Формирование комфортной городской среды», благоустроили три двора. Это было очень мощной поддержкой, в том числе моральной.
- В чём преимущество официального статуса? Можно же делать что-то для территории, не создавая юридического лица?
- Официальный статус добавляет забот перед государственными органами: налоговой, Пенсионным фондом, статистикой… Но нам повезло - заботы по отчётности перед госорганами взял на себя ЦПОИ, поэтому мы держимся. Иначе, поработав год, попав на различные штрафы (а они, поверьте, немалые), мы бы бросили всю эту затею, исчезли бы как юрлицо и существовали бы как общественное объединение.
По Иркутской области мало ТОСов с образованием юрлица, но преимущество здесь одно: возможность напрямую подать заявку на тот же конкурс президентских грантов. Всем остальным это приходится делать через ассоциацию ТОС. Тонкость в том, что часто по условиям конкурса ассоциация может подать только одну заявку. Значит, ей приходится выбирать из нескольких только один ТОС. А значит, мы не сможем участвовать каждый год, ведь и другим нужно давать возможность развиваться. Получение официального статуса позволяет нам подаваться самостоятельно, без посредников.
- На голом энтузиазме несколько лет трудиться тяжело. Есть ли возможность в грантовые конкурсы вписывать строчку «зарплата команды»?
- Раньше как-то думали, что наших сил и времени хватит, но сейчас видим, что людям, которые тащат на себе всю эту работу, нужна поддержка. Большинство местных и региональных конкурсов не дают возможности финансово поддержать команду, поэтому здесь только на энтузиазме. Но есть президентские гранты и федеральные фонды, через них можно попробовать это сделать. В этом году в проекте «Губернское собрание» добавили эту строку. Ждём!
- Сколько времени занимает общественная деятельность и как к ней относятся дома?
- Сейчас тяжёлое время - практически все конкурсы разыгрываются в первой половине года. Нужно вкладывать силы, отправлять заявки. Днём времени нет, поэтому остаются вечер и ночь. Со стороны супруги есть поддержка и понимание. Я тоже стараюсь найти время, чтобы погулять с семьёй, правда, заодно смотрю, чем живёт территория, где нужно подкрасить, где подкрутить… Вместе с десятилетним сыном сажаем деревья, ухаживаем за ними. У него уже отношение ко всему, что мы создали, как к своему, более бережливое.
Самый главный плюс моей основной работы на нефтеперерабатывающем заводе - сменный график. Иногда выходные выпадают среди недели, тогда я могу решать организационные вопросы по ТОСу. К вам вот смог прийти, старшего сына на тренировку свозить.
Не сидеть без дела - это привычка, от которой я не хочу избавляться. На производстве у меня налажен тандем с техникой, в общественной деятельности нужно находить контакт с людьми. Скажу честно, второе труднее. Но мне интересно, у меня получается. Однако целиком и полностью уйти в заботы о территории я пока не готов. На основной работе я эмоционально отдыхаю, потому что следую чёткой инструкции.
- Есть ли такая точка, когда вы доведёте свою территорию до совершенства и уже ничего не нужно будет делать?
- Это нереально. Чем больше мы благоустраиваем, тем больше работы. Не все бережно относятся к сделанному. Конечно, это вопрос воспитания и уважения к чужому труду. Понятно, что взрослых мы уже не переделаем, а вот детей ещё можно научить видеть и сохранять хорошее. Я вообще вижу ТОС как инструмент не только для благоустройства территории, но и для воспитательной деятельности.
На практике ТОСов других регионов мы видим, что идёт пропаганда здорового образа жизни, встречи со школьниками, работа с пожилыми людьми. Начали взаимодействовать с Советом ветеранов, стараемся вместе обеспечить старшему поколению интересный досуг. В прошлом году на субсидию из местного бюджета организовали для наших пенсионеров экскурсию по городу: арендовали автобус, свозили их в музеи, в «Лукоморье».
- Есть общение с ангарскими ТОСами и коллегами из других регионов?
- Да. С другими регионами - на уровне переписки, а с нашими активно сотрудничаем, общаемся, встречаемся и дружим. В прошлом году активисты поехали на сплав снимать эмоциональную усталость. Нынче общими силами написали заявку на конкурс и разделили зоны ответственности, чтобы получился достойный проект. Раньше была конкуренция, а сейчас совсем не обидно, если выиграл сосед, а не мы.
Наталья СИМБИРЦЕВА

P. S. Каждый месяц в рамках проекта фонда «Новый Ангарск» мы рассказываем об ангарчанах, которые готовы делать мир лучше и не отступать от своей идеи как бы ни было тяжело. Знаете таких? Ждём звонков и писем в редакцию!