Выставка. Тонкое чувство природы Михаила Кузнецова

Ангарские Ведомости

Рассказ о персональной выставке Михаила КУЗНЕЦОВА, открывшейся в Художественном центре, хотелось начать со слов «В некотором царстве, в некотором государстве». В его этюдах много солнечного света, воздуха, ярких красок. Но вглядишься в распахнутое пространство, а места-то знакомые - байкальские, китойские пейзажи, сибирские деревеньки, церквушки, дома с голубыми ставнями.

- Я сам деревенский. Детство прошло в небольшом селе на реке Лене, недалеко от Киренска, - рассказал художник. - Как все деревенские мальчишки, бегал босиком по улицам, по речной гальке, в обычной школе учился.
Ребятишки на уроках задачки решали, а Миша Кузнецов в тетрадках рисовал. Доставалось ему за это и от учителей, и от родителей. Его бы в художественную школу отдать, да не было её в деревне. Но, видимо, свыше было предопределено, чтобы стал он художником. После службы на Тихоокеанском флоте поступил на обучение на Хайтинский фарфоровый завод, а после - в Иркутское художественное училище.
- Сейчас Михаил Александрович известный и востребованный художник, причём не только в нашем регионе, но и за рубежом, - отметила директор Ангарского городского музея Вера ПАВЛОВЕЦ. - Он постоянный участник художественных выставок: городских, региональных и международных (во Франции, в Японии и Китае). Не в каждой стране примут иностранных художников. Везде свои традиции, менталитет. Интерес вызывает то, что всем понятно без слов, трогает душу.
На нынешней выставке представлено 53 этюда, написанных за 40 лет творческой деятельности мастера. Это только часть его картин с пленэров. Ещё более 100 холстов хранится в мастерской. Самая давняя работа датирована 1982 годом.
- Присмотрись, старые картины сразу видны: они тёмные, немного мрачные. Написаны маслом на картоне. Краски тогда были не очень качественные, поблёкли, - поясняет Михаил Александрович. - Нынешние пейзажи яркие, цвета насыщенные, как в природе. Этюды я пишу быстро, часа три. Натурные работы для меня самые интересные - нужно изобразить действительность в настоящий момент, потом солнце уйдёт и натура изменится.
Искусствовед Иркутского областного художественного музея Тамара ДРАННИЦА в одной из своих статей отметила «тонкое чувство природы» у художника, в этюдах которого «натурная достоверность органически сочетается с безупречно выстроенной композицией и поэтическим обобщением».
Разглядывая работы разных лет, замечаешь, что художник находится в творческом поиске и постоянно совершенствуется. В картинах разные темы, сюжеты: от родных сибирских просторов он переносится на Черноморское побережье, в Венецию. Сочный сказочный колорит этюдов сменяется приглушёнными, туманными красками с расплывчатыми силуэтами. Он разный, но всегда узнаваемый.
Ирина БРИТОВА