Человек-паук

Ангарские Ведомости

На проходящем в эти дни Чемпионате Европы по футболу от российских болельщиков особенно достаётся на орехи капитану нашей сборной Артёму ДЗЮБЕ. Между тем, далеко не каждый ангарчанин знает, что в нашем городе живёт свой спортсмен по фамилии Дзюба.

Владимир Дзюба - основатель единственной в Ангарске школы паркура и фрирана. Для людей старшего поколения стоит объяснить, что паркур и фриран - родственные дисциплины экстремального вида спорта, в основе которого лежит искусство передвижения через препятствия городских пространств. Трейсеры (так называют людей, занимающихся паркуром) перепрыгивают через перила, карабкаются без всяких приспособлений на стены, прыгают без страховки с одного строения на другое. Главная цель паркура - пройти определённый маршрут из точки А в точку В наиболее быстрым и эффективным способом. Владимир рассказал нам, насколько паркур развит в Иркутской области и возможно ли в этом виде спорта обойтись без травм.
Последнее поколение самоучек
- Владимир, как паркур появился в твоей жизни? Не самый очевидный выбор для парня из Сибири.
- Мне тогда было 14 лет, а на дворе шёл 2008 год. У нас сложилась большая компания ребят, мальчишек и девчонок. Как-то летом пошли гулять толпой, добрались до 30 квартала, и тут мой друг Санька забежал на крыльцо 1 дома, размялся чуток и выполнил трюк, от которого я обалдел. Можно сказать, с этого крыльца и этого кульбита всё и началось. Я загорелся, попросил Саньку меня научить, и он взял меня под крыло. Трейсеры моего возраста - последнее поколение самоучек. Сейчас мы полностью берём под контроль развитие начинающих спортсменов. А тогда Санёк где-то с полгода давал мне советы по технике, а после я ушёл в вольное плавание. Насколько я помню, в то время паркур в России и тем более в Иркутской области ещё находился в зачатке, зато он уже успешно развивался в Великобритании, во Франции и в США. Мы изучали трюки иностранных трейсеров по видео. Интернет тогда ещё работал, как черепаха, а у меня и вовсе интернета не было - приходилось идти в компьютерный клуб. Перекачивали видео на телефоны, потом отсматривали дома, досконально изучая механику движений, и выходили во двор повторять. Было много экспериментов. Например, опытным путём определяли оптимальное расстояние постановки рук во время прыжков. Как следствие, было много падений лицом об землю и отбитых спин. Зато, научившись на собственных ошибках, сейчас я с уверенностью могу сказать ученикам, каких действий для их же безопасности лучше не совершать.
- А как твоё увлечение паркуром переросло в идею открыть школу?
- Это произошло уже после армии. Пошёл служить, чтобы поставить мозги на место. В каком-то смысле это мне удалось. Дембельнувшись, познакомился с девушкой. Завязались серьёзные отношения. Как раз она и подтолкнула меня к созданию школы паркура. На тот момент я совмещал пять работ. С девушкой мы через 2,5 года расстались, а школа постепенно стала главным делом моей жизни.
- Помнишь своего первого ученика?
- Первый парнишка - Серёга. Ему на тот момент было 13 лет, он уже занимался «Панкратионом» и захотел параллельно учиться паркуру. До сих пор благодарен его маме. Она сама меня нашла ещё до того, как я успел дать рекламу об открытии школы. Сейчас Серёге 19. Видел его недавно - здоровый пацан вырос. Он продолжает время от времени заниматься паркуром самостоятельно, но бурная студенческая жизнь уже не оставляет времени на систематические тренировки. Это нормальная ситуация. Те ребята, с которыми я сам начинал, тот же Саня, всё ещё продолжают делать трюки, но уже без былого фанатизма. У всех уже жёны, дети, работа. По сути, сейчас единственное более-менее организованное сообщество трейсеров города - это наша школа. Да и в регионе пока больше ни у кого не получается открыть секцию паркура или фрирана. В Иркутске знакомые пытались создать школу, но у них то есть занятия, то нет.
- А областных соревнований тоже нет?
- Пока мы с товарищами не взялись за организацию всей этой «движухи», соревнования по паркуру в регионе не проводились в принципе. Сейчас все подобные мероприятия, которые мы организуем, носят статус областных. К нам приезжают трейсеры-одиночки из Иркутска и Братска. Раньше приезжали ребята из Усолья-Сибирского и Черемхово. В День города администрация выделила нам территорию на набережной. Мы завезли туда площадку для паркура, страховочные маты и провели соревнования. Поучаствовать в них приехал даже парень из Улан-Удэ.
Паркур - искусство швырять своё тело
- Сколько времени требуется новичку, чтобы овладеть основными элементами паркура?
- Вопрос желания и физической подготовки. Если человек до этого занимался спортом и добивался высоких результатов, то ему паркур будет даваться очень легко. Например, к моменту начала своего обучения я уже выполнил КМС по лёгкой атлетике. А вот физически не подготовленному новичку придётся непросто. Ведь по большому счёту паркур заключается в том, чтобы швырять своё тело. А если человек не может 10 раз отжаться, какие он трюки способен сделать? В этом случае время до изучения элементов рискует затянуться - сперва нужно подтянуть ОФП.
- Тебе приходится использовать навыки паркура в быту?
- Очень часто. Ситуации бывают разные. Прежде всего, я настолько «заточил» координацию, что научился правильно падать. Если поскальзываюсь или оступаюсь, то ничего себе не повреждаю. К тому же паркур помогает быстрее решать повседневные задачи. К примеру, быстро спуститься на первый этаж. Большинство пойдёт по лестнице, а я взгляну вниз: 3 метра - ерунда, и не с такой высоты прыгали. Был случай, когда подруга забыла ключи дома и не могла попасть в квартиру. Благо, окно было открытым, мы взобрались по фасаду здания на второй этаж и открыли квартиру изнутри. Бывало, что и детей из-под машины вытаскивал. Если гармонично развивать в себе все навыки паркура, он может быть очень полезен.
- Ты упомянул о прыжках с трёхметровой высоты. Насколько паркур травмоопасен?
- Чертовски опасен, так же, как и бокс, и спортивная гимнастика. Любые травмы в мире паркура происходят по двум причинам, которые можно обозначить так: либо не подумал, либо чересчур поверил в себя. Или трейсер неправильно оценил ситуацию во время трюка, или решил «понтануться» перед приятелями, переоценив свои возможности. В профессиональном паркуре такая беспечность может привести к летальным последствиям, поэтому мастера экстрима до мелочей прорабатывают все элементы трюка. У команды британских трейсеров есть документальный фильм, где они в трёх разных странах на 60-метровой высоте прыгают по крышам домов. Фильм взорвал интернет. Это выглядит очень страшно. Но в этом же фильме трейсеры показывают всю подготовку к трюкам и то, какое немыслимое количество расчётов они делают перед каждым прыжком. Если включать голову, в паркуре вполне возможно обойтись без травм.
- Самый популярный девиз трейсеров: вижу цель - не вижу препятствий. Какую цель ты ставишь для себя сегодня?
- Есть планы масштабировать свой проект. Открыть школу паркура и фрирана в Иркутске и других городах. Почему нет?
Дмитрий ДЯГИЛЕВ