Плакали ваши денежки?

Ангарские Ведомости

296 уголовных дел, свыше 30 млн рублей. Так можно было бы написать ещё вчера, но за сутки сумма, которую потеряли ангарчане, увеличилась почти до 40 млн. Пока жители округа подсчитывают убытки, а следователи распутывают узелки сложных финансовых операций, мошенники придумывают новые способы выманить у доверчивых граждан накопленные деньги.

Трудно не поверить!
- Самый распространённый вид мошенничества - когда преступники представляются сотрудниками банка и предупреждают о несанкционированных переводах и попытках оформления кредитов. Они убеждают потерпевших перевести деньги на безопасный счёт, чтобы сохранить сбережения. Люди самостоятельно переводят средства на карты или номера телефонов, которые называют мошенники, - рассказывает журналистам заместитель начальника ОУР УМВД России по Ангарскому городскому округу Максим ФОМИН.
Злоумышленники в совершенстве владеют навыками работы с подменными данными - звонят с помощью специальной программы. На экране абонента высвечивается городской номер отдела полиции, а человек на другом конце провода представляется сотрудником органов внутренних дел и просит помощи в раскрытии преступления, связанного с финансами. Трудно не поверить! Но настоящие следователи предупреждают: как только кто-то начал говорить вам о необходимости отдать свои деньги, смело кладите трубку - ничего хорошего этот звонок не принесёт!
- Появился новый вид мошенничества - на электронную почту приходит уведомление от какого-либо банка о том, что открыта ячейка и поступили какие-то денежные средства. Просят срочно связаться. Человек звонит и слышит, что деньги были переведены ошибочно, необходимо сообщить данные о своём счёте. В ожидании лёгких денег люди сообщают всю информацию, только средства не поступают, а пропадают, - добавляет заместитель начальника следственного отдела №2 Следственного управления УМВД России по Ангарскому городскому округу Елена КАЗАКОВА. Продолжают появляться и фишинговые ресурсы - фальшивые страницы финансовых организаций. При попытке зайти в личный кабинет на сайте-подделке, который иногда очень похож на настоящий, система запоминает данные карт, которыми потом успешно пользуются мошенники.
Мошенников найти трудно, деньги - ещё тяжелее
Не так давно в Новосибирске были задержаны подозреваемые, которые создали сайт по продаже шин и дисков. Среди пострадавших от такого «бизнеса» были и ангарчане. В Москве в поле зрения оперативников попал продавец несуществующего аукционного автомобиля. Искать мужчину начали после того, как ангарчанин перечислил ему 700 тысяч за машину, но не увидел больше ни денег, ни авто. Не получилось связаться и с автором объявления. Мужчину нашли, деньги он вернул, но отвечать за содеянное всё равно придётся.
- Используйте проверенные сайты, читайте отзывы в интернете. Не стоит также переводить деньги за товар, который вы ещё не видели. Если продаёте что-то, не сообщайте полные реквизиты банковских карт и пароли, которые приходят в виде СМС. Во время беседы в полиции все пострадавшие говорили, что слышали о мошенниках, но были уверены, что это обойдёт их стороной, - отмечает Максим Фомин.
Найти тех, кто организовал и отработал преступную схему, нелегко. Как правило, номера, с которых звонят мошенники, зарегистрированы на подставных лиц в других регионах, трубки после поступления денег на счёт выбрасываются, объявления с сайтов удаляются. Но если шанс выйти на след злоумышленников всё же есть, то вернуть деньги практически нереально: они давно потрачены или переведены по цепочке таким образом, что отследить их путь не могут даже банкиры.
Номера только для входящих звонков
- Мошенники всё время меняют свою тактику для усыпления внимания клиентов. Это касается как способов получения доступа к клиентской информации, так и времени информационных атак. Распространено мнение, что они концентрируют свою активность до или после выходных, когда абоненты на связи, но при этом менее бдительны. Наша статистика показывает, что наибольшая их активность приходится на середину рабочей недели.
Телефоны горячей линии 8-800… предназначены исключительно для входящих звонков клиентов, поэтому звонить с них вам не могут. Если такой звонок поступил, нужно прекратить разговор. Не нужно перезванивать на этот номер, лучше проверить настоящий номер банка (он указан на самой карте, официальном сайте или в договоре), набрать его вручную и обратиться к официальному представителю банка, - объясняет директор ОО «Ангарский» Банка ВТБ ПАО Александра УСТИНЕНКО.
Если есть сомнения в операциях с вашими личными деньгами – срочно звоните на горячую линию банка, блокируйте карту. Но самое главное – соблюдайте правила безопасности и никому не сообщайте секретную информацию, которая предназначена только вам: персональные данные, реквизиты карты, пароли из СМС.
- Каждый случай рассматривается индивидуально. Нужно сразу же набрать номер горячей линии банка и объяснить, что вы не совершали данный платёж. Также необходимо обратиться в офис финансовой организации с заявлением. Будет проведено служебное расследование и принято решение, - говорит Александра Устиненко.
Анастасия ДОЛГОПОЛОВА
ВАЖНО:
Сотрудники банка никогда не звонят с просьбой:
- предоставить персональные данные или реквизиты карты;
- сообщить одноразовый пароль из СМС для подтверждения или отмены совершённой операции (подозрительного платежа);
- сообщить, что сумма оплаты или карты заблокирована или существуют какие-то проблемы с проведением операции;
- банк не проводит платных опросов по качеству услуг.
Помните, что от банка не могут поступать звонки с номеров, начинающихся с 8-800-*** и +7-495***. Эти номера могут принадлежать банку, но предназначены только для входящих звонков.
Если вам поступит СМС с текстом «Ваша карта заблокирована», «Заблокирована сумма оплаты», «Есть проблемы с проведением операции» - никогда не перезванивайте и не переходите по ссылкам из таких сообщений.