Новости
И беременная бежала по тревоге
- Ангарские Ведомости
О том, что 15 декабря (по паспорту, фактически - 19-го) исполняется 90 лет Нине Сергеевне ГОЛУБ, мы узнали от ангарского военкомата. Нина Сергеевна отдала военному комиссариату 35 лет своей жизни, успев поработать с семью военкомами, в том числе самым первым комиссаром города, боевым офицером Петром Андрияновичем ГЕРМАНСКИМ.
Из-за пандемии с Ниной Сергеевной нам удалось поговорить только по телефону. В трубке нас «встретил» звонкий голос.
Проводы с размахом, но без оркестра
- Когда мы приехали в Ангарск, он был ещё посёлком, - рассказывает Нина Сергеевна. - В поисках работы мы с сестрой направились к двухэтажному зданию в Майске, где располагался поселковый совет. Этот день помню до сих пор - 25 октября 1949 года. Мне было всего 19 лет. Вначале устроилась в совет учётчицей, даром что почерк был не ахти. В 1951 году Ангарск стал городом, а уже осенью, 12 октября, заработал и военный комиссариат, в который я перешла с самых первых дней его жизни. Он тогда располагался на улице Московской, напротив школы №1. В обычном жилом доме. Сперва военкомату выделили всего несколько служебных помещений. Это уж позднее всё здание передали.
Нина Сергеевна работала в отделе мобилизации, ставила на учёт 16-летних мальчишек. Говорит, раньше даже слова такого не знали - «уклонист».
- Это сейчас все по одному году служат. В 50-е в сухопутных войсках и авиации три года служили, а на флоте - четыре. Только в 60-х годах срок службы чуть сократили, - говорит Нина Сергеевна.- Но никто от армии не убегал, наоборот, добровольцами шли. Юноши считали: нужно сначала отслужить, а уж потом спокойно взрослую жизнь начинать с семьёй и работой. Матерей понять можно: страшно, продолжаются боевые действия в Сирии. Но в послевоенное время было ещё страшнее. Начало «холодной войны», на границах с Китаем неспокойно. Приходилось всё время держать руку на пульсе. Сейчас учебные тревоги посреди ночи - большая редкость, а раньше - суровая реальность. Никто не спросит, муж у тебя, дети - одевайся и беги. Я и бежала: от родного 91 квартала к автостанции, рядом с которой жил начальник отделения, а потом до военкомата. И беременная бежала. В четыре утра с командиром несёмся, а у меня уже живот болтается. Но я это вспоминаю не с сожалением - только с гордостью.
Рассказала Нина Сергеевна и о том, как раньше проводы проходили. Народ высыпал на площадь в 38 квартале. Среди всего хаоса прощаний, плачущих женщин и весёлых песен (тогда ещё без оркестра), о том, чтобы не забыть рассадить призывников по автобусам, заботились всего два офицера.
Всех военкомов уважаю и люблю
О каждом из военкомов, с которыми Нине Сергеевне довелось поработать, женщина сегодня вспоминает с теплотой.
- Все были замечательные. Все мне доверяли, - признаётся Нина Сергеевна. - Иван Михайлович ХАЛИМОВ, третий военный комиссар, с чувством юмора был. Если что-нибудь не так сделаем, он всё время в шутку приговаривал, мол, переводим карандаши да резинки. Следующий за ним военком - Петр Иванович ТИТОВ. Организовал коллектив, и по улице Московской мы высадили деревья. С бравым военкомом Павлом Петровичем КОНИНЫМ, который руководил комиссариатом на протяжении 14 лет, мы были на одной ноге. А проводил меня на пенсию уже Александр Филиппович ВАСИЛЬЦЕВ - в январе 1986 года, с внуками нянчиться.
Но я и других военкомов хорошо знаю. Александр Николаевич БОНДАРЧУК меня не забывает, а действующий военный комиссар Вячеслав Николаевич ПЕТРЯЕВ на мой день рождения всегда звонит и поздравляет. Я их уважаю и люблю. Сама бы приехала в военкомат навестить, да не могу. Как в 2011 году своего деда похоронила, нет сил из дому выйти. - После, чуть замолкнув, звонкий голос Нины Сергеевны подытожил: -Главное, чтобы не было войны. У меня внучка живёт в Ереване. Очень переживаем за неё. Она работает напротив госпиталя, в который сейчас массово доставляют молодых раненых ребят.
Максим ГОРБАЧЁВ