Финансовый капкан для трамвая

Ангарские Ведомости

В конце минувшего декабря “Ангарский трамвай”выиграл в суде пожалуй самое важное дело в своей новейшей истории. Именно из-за действий лиц, связанных с фирмой “Радий”, 12 лет назад МУП из прибыльного и самодостаточного стал постепенно привращаться в убыточное предприятие.

Бьется за свое существование «Ангарский трамвай» не первый год. Постоянно находятся “добрые” люди, которые пытаются столкнуть муниципальное предприятие в трясину. Логичным было бы задать простой вопрос — кому выгодно уничтожить экологичный и бюджетный транспорт, который до сих пор возит ангарчан по 20 рублей, когда остальные перевозчики давным-давно подняли ценник? Но четкого и понятного ответа на него нет. МУП целенаправленно топят с 2008 года, как только одни выдыхаются, в бой вступают новые желающие  похоронить муниципальный транспорт.

Сообразили… на две компании

Разглядывая имущество в качестве возможного заработка «Ангарского трамвая» 12 лет назад предприимчивые граждане, попавшие на службу в администрацию, поняли, что с подвижным составом особо ничего не сделаешь, зато есть другие конструкции - опоры, их с места не сдвинешь и на переработку не пустишь, зато можно выгодно сдать в аренду. Кому пришла идея прежде  произвести реконструкцию контактной сети, теперь уже не разгадаешь, афера растворилась во времени.

По словам журналистов, работающих в то самое смутное время, дело было так – чиновники заставили директора предприятия Валерия КЛЕПИКОВА заключить два договора с компанией «АрхиДомСтрой» на выполнение комплекса строительных работ - демонтаж и реконструкцию контактной сети и замену сетей электроснабжения. Общая стоимость проекта по бумагам  составила  более 16 млн рублей.  Только ремонт вышел трамваю боком – его осуществили в долг, в счет арендной платы за размещения проводов на опорах два коммерческих предприятия - 10 млн с копейками вложило ЗАО «Байкал-ТрансТелеКом», ещё 6 млн - ЗАО «БайкалВестКом». Каким образом была составлена смета и как распределили средства по опорам и неизвестным счетам, сейчас не  узнаешь,  давно это было.  

Чей будешь?

По чьей наводке среди желающих получить прибыль от «Ангарского трамвая» появилась компания «Радий», точно не скажем, но есть предположение, что без людей, близких в те годы к власти, не обошлось: среди них начальник имущественного департамента тех лет, профильный зам главы, который знал обо всех манипуляциях с принадлежащими  городу объектами, а также руководитель юридического отдела, без его участия какая-либо подобная сделка просто-напросто не состоялась бы.   

С точки зрения здравого смысла схема непонятна    – «Ангарский трамвай» без проведения конкурса передает «Радию» исключительное право сдавать имущество МУПа, а точнее опоры контактной сети, в аренду. На этой сделке «Радий» зарабатывает около 35 млн рублей ежегодно, а муниципальное предприятие остается с дыркой в кармане и перспективой вечной зависимости от бюджетных субсидий.

Кому все это было выгодно, и зачем директор подписал договор, заранее зная, что этот механизм работы убьет «Ангарский трамвай»? Задать вопрос некому – директор МУПа скончался через сутки после того, как сделка была оформлена.

Рыться в архивах и искать финансовые обоснования и расчеты бессмысленно. Документов в папках нет. Зато «Радию» каждый год на счет падало примерно 35 млн рублей. Как уж предприятие их распределяет и получают ли «дивиденды» участники сделки, разбираться не станем.  А то, что сразу после смены власти, супруга главного городского юриста того периода, работавшая в имущественном департаменте, ушла на теплое место в компанию «Радий», будем считать совпадением.

Восемь месяцев судебных

После хитрых манипуляций чиновников «Ангарский трамвай» стал глубоко убыточным предприятием. В 2009 году бюджет поддерживал МУП на 30,8 млн рублей, в 2010 для сохранения жизнеспособности муниципальному транспорту необходимо было уже 51,9 млн. Сейчас, чтобы держаться на плаву, предприятию  нужно  130 млн.  «Ангарский трамвай» не может заработать и половины, зато «Радий», сдавая в аренду имущество муниципального предприятия операторам сотовой связи, интернет-провайдерам, торговым центрам,  и даже экстренным службам и учреждениям, которые работают с системой «Безопасный город», чувствует себя очень вольготно.  

- В нарушение договора аренды, акционерное общество допустило конструктивные изменения без согласования с унитарным предприятием, а также разместило некоторое оборудования на части поверхности, которая не являлась предметом договора аренды, поэтому унитарное предприятие обратилось в Арбитражный суд Иркутской области, - объясняет  председатель Комитета по правовой и кадровой политике Администрации АГО Наталия КОМИСАРОВА.

Поиски справедливости увенчались успехом. Судебное разбирательство между  АО «Радий» и «Ангарским трамваем» длилось около 8 месяцев. 19 декабря 2019 года решение было вынесено, суд обязал «Радий» осуществить демонтаж незаконно размещенного оборудования в срок до 31 мая 2020 года.

Теперь «Ангарский трамвай» будет самостоятельно решать на каких условиях сдавать в аренду свое имущество, а прибыль будет направлена на развитие муниципального, а не чужого коммерческого предприятия.

Виктория ПРОХОРОВА