Теоретики больше не в моде

Ангарские Ведомости

Ангарская школа №27 вошла в десятку лучших в России
Сколько времени вам понадобится, чтобы рассчитать необходимое для возведения дома количество стройматериалов, понять, какой авиакомпанией удобнее добираться по маршруту из нескольких городов, а заодно и решить, какую валюту выбрать для большого заграничного путешествия?
Для ответов на вопросы, которые многих взрослых поставят в тупик, пяти- и семиклассникам школы №27 было дано всего два урока. Комплекс практических задач сдался под натиском умных и сообразительных ангарских школьников. В итоге ученики помладше заняли 8-е место в общероссийском рейтинге, седьмой класс занял третью строку итогового протокола.
Вверх по рейтингу
- Раз в три года среди школьников проводится PISA - учителя, ученики и родители с ней хорошо знакомы. Итоги международного исследования показывают, что российское образование находится примерно на 30-м месте в мире. Первое делят четыре провинции Китая, на втором - Сингапур, потом снова Китай. Россия сильна тем, что даёт основательные теоретические знания, но во всём мире грамотность 15-летних подростков сейчас оценивается умением применить изученное в практической ситуации, - рассказывает директор школы №27 Наталья СТРЕЛЬНИКОВА. - 3 апреля 2019 года вышло распоряжение регионального Минобразования о проведении мониторинга функциональной грамотности. Проводился он в мае в 5-7-х классах. В перечень вошли 10 образовательных организаций Иркутской области, в том числе и наша школа.
Помочь ученикам в прохождении онлайн-тестирования у педагогов возможности не было - каждый вариант содержал уникальные задания по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, креативной и глобальной грамотности.
Результатов ждали долго. В начале декабря региональный Минобр сообщил - руководство школы №27 приглашают на общероссийский форум в качестве экспертов, потому что ангарчане вошли в десятку лучших.
- Знаете, была очень торжественная минута. В форуме принимали участие доктора и кандидаты наук, представители Всемирного банка, академики образования, проректоры и ректоры вузов РФ: ВШЭ, МГУ, МГПУ, о которых я читала в книжках. Когда огласили номера школ, которые достигли наивысших результатов, и сказали, что делегации этих школ работают на форуме, нам аплодировал весь зал. Честно скажу, мои заместители прослезились. Это был знак большого уважения, момент, когда ты получаешь признание своего труда на самом высоком уровне, - продолжает руководитель. - Конечно, достигнутый результат придал нам уверенности в своих силах. Да, наши ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ очень хорошо, все наши дети получают аттестаты, но это результат на уровне города. Здесь же у нас была возможность оценить себя на уровне страны. Когда участвуют 365 школ и твои дети становятся лучшими, конечно, я ощущаю гордость. В программе развития школы, созданной в 2018 году, стоит задача войти в десятку лучших образовательных учреждений Иркутской области. Сегодня мы вошли в десятку лучших в стране, но планку снижать уже не хочется.
Предстоит делиться опытом
По договоренности, достигнутой с Институтом стратегии развития образования Российской академии образования Министерства просвещения РФ, школа №27 станет базовой площадкой федерального уровня по функциональной грамотности.
- На нас методика будет отрабатываться, мы будем делиться опытом с другими образовательными учреждениями, чтобы достичь общей цели - попасть в рейтинг лучших в мире. Ведь российское образование не может существовать в отрыве от мирового. В конечном итоге мы хотим добиться того, чтобы аттестаты российских школ котировались не только на нашей территории, но и в большинстве зарубежных стран, в том числе европейских, - объясняет Наталья Стрельникова.
Участниками мониторинга-2020 станут ученики 6-х и 9-х классов. Кроме того, «пробник» по функциональной грамотности предстоит пройти выпускникам в рамках итоговой аттестации - ОГЭ и ЕГЭ.

ВАЖНО 
О финансировании не поговорили
Некоторым экспертам Общероссийского форума представилась возможность задать вопросы, касающиеся сферы образования не кому-нибудь, а федеральному министру Ольге ВАСИЛЬЕВОЙ. Из более чем 300 участников на встречу были приглашены только 30 человек, в их числе директор ангарской школы №27 Наталья Стрельникова.
- В записи из центра РИА «Новости» можно увидеть только 59 минут, на самом деле пресс-конференция шла гораздо дольше. Из интервью вырезали очень многое, в том числе слова критики в адрес составителей мониторинга. Как выяснилось, руководитель ведомства нашла в сборниках ошибки и опечатки. К сожалению, задать свой вопрос я не успела - время, отведённое на мероприятие, не позволило, - рассказывает директор школы № 27. -  На пресс-конференции был  вопрос о создании условий для обучения детей, но хотелось подробнее об этом поговорить. На сегодняшний момент в каждом регионе губернатор определяет субвенцию на учебные расходы. Это самая больная точка для Иркутской области. До ноября субвенция составляла 1,5 тысячи на ребёнка в год. Невозможно на эти деньги купить учебники, а их комплект у первоклассника стоит в районе 4-5 тысяч, старшеклассника - около 8 тысяч. 90% учебников сегодня одноразовые, это учебники-тетради, с которыми больше года невозможно работать, не то чтобы пять лет, как положено. На эти же деньги ребёнку нужно купить парту, стул, а их каждые пять лет нужно менять, плюс компьютерная техника. Сейчас сумму увеличили до 2 тысяч рублей, но и этих денег всё равно недостаточно. Я рассчитала: реальные затраты на ученика начальной школы - 8-9 тысяч рублей, среднего звена - 10-12, старшеклассника - 14 тысяч в год. Мне очень хотелось обсудить тему с министром, но не получилось. Но это вовсе не значит, что я не буду прорабатывать вопрос как депутат окружной Думы. Нужно ещё раз выходить на коллег из регионального парламента и решать проблемы с финансированием, иначе ни о каком вхождении в мировые рейтинги говорить даже смысла нет.
Наталья СИМБИРЦЕВА