Чтобы не было сговора

Ангарские Ведомости

Как ФАС заставляет перевозчиков повысить цену проезда на автобусах «Ангарск - Иркутск»
Стоимость проезда в маршрутках и автобусах, курсирующих между Ангарском и Иркутском, может снова возрасти. Только на этот раз перевозчики сами не в восторге от ситуации. Вариантов два: либо быть нарушителями закона «О защите конкуренции», либо поднимать цены.

Десять рублей плюсом

В конце прошлого года ангарчан удивили «округлившейся» стоимостью проезда в междугородних автобусах и маршрутках. Водители перестали давать на сдачу заветную десятирублёвую монету, а забирали сотню целиком. Стоит заметить, что проезд между Ангарском и Иркутском подорожал не одновременно на всех маршрутах. Первым на такой шаг решился предприниматель, обслуживающий маршруты №376, 377, 378, 379 и 380, увеличив с 1 декабря 2018 года стоимость одной поездки с 90 до 100 рублей. Дальше по цепочке цена начала расти и в автобусах остальных перевозчиков.
Обращения в ФАС долго ждать не пришлось. Антимонопольщики начали разбираться и искать сговор среди предпринимателей. Каждый из перевозчиков по-своему объяснил решение повысить цены. Говорили о повышении стоимости топлива, увеличении минимальной оплаты труда, практически безостановочном удорожании запчастей. Но в ФАС решили, что «повышение стоимости не было обусловлено внешними условиями функционирования товарного рынка и свидетельствует о синхронности действий хозяйствующих субъектов». Проще говоря, антимонопольная служба сделала вывод о том, что перевозчики договорились между собой и повысили стоимость проезда с 90 до 100 рублей.
Чем дальше, тем дороже
Во время выяснения подробностей случившегося повышения пришлось вспомнить о таком понятии, как пассажирокилометр. Кстати, перемещение одного пассажира на километр между Ангарском и Иркутском согласно тарифу, утверждённому профильной региональной службой, сегодня составляет 1 рубль 87 копеек. Дальше простая арифметика. Если умножить эту цифру на расстояние, которое проходит автобус, пока едет от Ангарска до Иркутска или обратно, получится сумма больше 100 рублей. В таких условиях возить людей за 90 - просто-напросто работать себе в убыток. Вроде бы всё ясно, только цифра эта сыграла с перевозчиками злую шутку.
У каждого маршрута своя протяжённость, значит, по мнению ФАС, и стоимость должна быть разная. Если считать по действующему тарифу, то, например, стоимость проезда в автобусе маршрута №372 должна быть 101 рубль 35 копеек, а на маршрутке №377 - почти 108,5 рубля.
- Мы установили предельно допустимую цену за проезд меньше, и нас же засудили. Объяснили нам, что не положено перевозчикам устанавливать одинаковую стоимость, поскольку у каждого маршрута своя протяжённость, а значит, и стоимость проезда. Согласно решению ФАС у шести перевозчиков в направлении «Ангарск - Иркутск» в скором времени будет шесть разных цен от 101 до 108 рублей. А если мы продолжим держать одну цену, то автоматически станем участниками сговора и нарушителями антимонопольного законодательства, - комментирует ситуацию Егор ШУЛЬГИН, предприниматель, обслуживающий маршруты №372 и 375.
Таким образом, пассажиров снова ждёт повышение стоимости проезда. Сегодня тариф 1 рубль 87 копеек, а завтра региональная служба может его пересчитать. Тогда предпринимателям снова придётся добавлять копейки к привычной «круглой» сотне. И объяснять ангарчанам и иркутянам, что не перевозчики жадные, а законы у нас такие.
Наталья СИМБИРЦЕВА