Новости
Не повторяй их путь
- Ангарские Ведомости
Вадиму М. исполнилось 17 лет. Но учится он только в шестом классе. Несколько раз оставался на второй год, а потом вовсе решил не ходить в школу. За парту снова сел прошлой осенью, после того как попал в ангарскую воспитательную колонию. Вернуться в нормальную жизнь парню должен помочь проект «Наставник», участником которого он стал на прошлой неделе.
Попасть за решётку нужно постараться
В составе второй группы наставников юных правонарушителей мы проходим все проверочные кордоны ангарской воспитательной колонии. Теле- фон и сумку запирают в ящик, зато всем девушкам выдают специальные брелоки: если на нас нападут, нужно нажать кнопку помощи. Сопровождающий нас сотрудник поясняет, что когда-то здесь отбывали наказание почти 800 ребят, сейчас их чуть более полусотни. И это с трёх огромных территорий: Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края. Сказался тренд на гуманизацию общества. Несовершеннолетним, чтобы попасть на зону, нужно постараться. Быть рецидивистом либо получить приговор по тяжкой статье.
Мы идём в местную среднюю школу, где колонисты (они же дети) продолжают учиться и за колючей проволокой. Обстановка помещения никак не напоминает тюрьму, здесь тепло и по-домашнему уютно. Сразу у входа в глаза бросается изречение Сократа: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить». Нас встречает директор Ирина Пескова, на ней джинсовый сарафан и белые кроссовки. Она улыбается и предлагает горячий кофе и шоколад. О том, что мы за решёткой, напоминает только нелепый брелок. И невольная мысль: как бы случайно не нажать.
Учителя обычных школ перенимали опыт
До встречи с ребятами ещё есть время, и я задаю, возможно, уже набившие оскомину вопросы типа, чем ваши ученики отличаются от обычных.
- Ничем, - обрывает директор сразу. - В каждом классе обычной школы есть такие дети. Просто у нас они все трудные. У каждого за плечами та- кая история… Но мы по-своему воспринимаем семантику этого выражения. Трудные дети - это дети, которым трудно. Помогите им, отнеситесь как к людям, как к личностям… Самое сложное в этом процессе даже не случаи отсутствия интеллекта как такового, а интеллекта эмоционального. Когда жизненный бэграунд уже убил в них любые эмоции.
Помочь учителю найти контакт с учеником здесь решили с помощью тьюторов - специальных педагогов, которые помогают реализовать в учащемся индивидуальную образовательную траекторию. С инновационной программой «взращивания личности» ангарчане посягнули на святое и в 2016 году выставили свою школу на Всероссийский проект «Успешная школа» (проводит«Учительская газета»). Жюри смелость оценило. Сегодня в кабинете у Ирины Песковой кубок победителя конкурса.
- О таких, как наша школа, не принято говорить, наши ученики вызывают у общества отторжение, - продолжает она. - Но это наши дети, и они придут к нам после отбытия наказания.
В прошлом году в школу колонии приезжали учителя из обычных городских школ. Перенимали опыт работы с трудными детьми.
- У нас действительно пре- красная школа, но я мечтаю, чтобы в неё никто не попадал! - улыбается Ирина.
Проект «наставник» - пионер в ГУФсине
Проект «Наставник» - одно из звеньев воспитательной цепочки, разработанной в этой школе. Наставничество, когда-то столь распространённое в советские времена, сегодня вновь на волне популярности. Наставники есть в бизнесе, науке. Всероссийский проект «Наставник», в котором известные люди берут личное шефство над сиротами, активно поддерживается президентским фондом. Попробовать его реализовать в системе ГУФСИН первыми решились в ангарской воспитательной колонии.
- Мы мечтали, чтобы у нас хотя бы три пары сложились. А получалось - двенадцать! И детей не хватило - столько оказалось желающих стать наставниками, - удивляется своим же успехам главный тьютор проекта Мария СЫРОМЯТНИКОВА.
Чтобы всё совпало, нужно было многое: желание ребят участвовать в «Наставнике», режим отбытия, позволяющий мальчишкам выезжать из зоны, сроки выхода (не менее шести месяцев до освобождения - именно на столько рассчитан проект).
Наставников искали сначала в администрации Ангарского округа (спасибо вице-мэру Марине САСИНОЙ), затем с помощью фонда развития социальной сферы «Содействие», который уже не первый год занимается в Ангарске ресоциализацией осуждённых. Его руководитель Евгений ИВАНОВ в этой теме как рыба в воде. Много лет он работал начальником женской исправительной колонии в Бозое.
- Когда-то только в системе «Китойлага», колонии которого располагались вокруг Ангарска, находилось 52 тысячи заключённых. Сегодня во всей Иркутской области их порядка 12 тысяч. Но мы в стране всё равно в лидерах по исправительным учреждениям. В Ангарском округе их шесть! Значительная часть после выхода остаётся здесь же. Профилактика преступности для нас более чем актуальна, - поясняет он.
Пара Вадим - Максим
В первый визит-знакомство в колонию приехали спортсмены, пожелавшие стать наставниками. Сегодня компания смешанная: есть в ней директор агентства недвижимости, руководители спортивных школ, организатор клуба 3D- моделирования и даже депутат Законодательного Собрания.
Я подсаживаюсь к паре Вадим - Максим и подслушиваю их диалог-знакомство. Вадим попался на банальной краже в почтовом отделении в крохотной забайкальской деревушке. Залезли ночью, Вадим, по его словам, стоял на шухере, на троих добыли 11 тысяч рублей. Хотели купить старенькие «Жигули», но попались.
- След от моего ботинка остался на снегу, - сокрушается парень. В его больших, красивых и немного наивных чёрных глазах нет и тени преступного умысла.
Типичная история: неблагополучная многодетная семья, отец-алкоголик, поднимающий руку на мать, и предоставленные себе дети. Наш самый гуманный суд в мире мог дать горе-воришке условный срок, но таковой у парня уже был. За воровство солярки. Как рецидивист он попал в колонию, где и пошёл в… шестой класс.
- Я учусь тут хорошо. «Четыре» и «пять» есть. Дома двойки все ставили. Тут хорошо объясняют. Вот делить недавно научился. Не умел раньше. Ещё курить тут бросил - с двух лет курил, и хочу не начинать после выхода. А ещё я технику люблю. Машины, трактора ремонтировать. Мне бы права автомобильные получить, - Вадим искренне делится своими открытиями и планами на жизнь.
В колонии он научился кататься на коньках, получил корочки каменщика, а сейчас учится швейному делу. Прочитал «Робинзона Крузо», а ещё «Путешествие Гулливера».
Я смотрю на этого большого, симпатичного ребёнка и пытаюсь переварить услышанное. Он десять лет назад уже знал, что такое сигарета, а коньки и Робинзон Крузо у него появились только сегодня! По сути, выходит, что именно колония, а не папа с мамой организовали в его жизни возможность познать такие обычные детские радости.
«Объясните ребёнку, что там вас не будет!»
- Ты думаешь, что к преступлениям приводят какие-то ужасные гены или характер? Всё банально: хотелось пацанам в деревне кушать, вот и пошли воровать. Когда родителям нет дела до детей, когда в семье пьют, папа сидит, отчим с тюремным прошлым, у детей нет иного выхода, как присоединиться к криминальному миру, - рассказывает мне по дороге из колонии Евгений Иванов.
В доказательство его слов цитаты из открытых писем ребят, отбывавших сроки в ангарской колонии, к своим родителям. «Дайте детям больше тепла. Дайте им любви, чтобы они видели»... «Всегда старайтесь знать, где ваш сын. Постарайтесь оказаться в том месте, где он с друзьями. Как бы случайно окажитесь там и заберите под любым предлогом»...
«Жизнь в тюрьме очень жёсткая. Объясните ребёнку, что там вас не будет!..»
- У нас есть ещё один хорошо работающий профилактический проект - «Не повторяй мой путь». Суть проста: наши ребята разговаривают по скайпу с детьми на воле, которые уже состоят на учёте в ПДН, получили условные сроки, которые уже пошли по кривой дорожке, но до зоны ещё не до- шли - и честно отвечают на любые их вопросы. Что нет никакой тюремной романтики, что никто из друзей, с которыми ты воровал на воле, не поможет тебе после приговора, что здесь всё по жёсткому расписанию. Возможно, кого-то это остановит, - рассказывает директор школы Ирина Пескова.
Вал негатива такой, что я прошу какие-то жизнеутверждающие примеры. И они есть. Все дружно вспоминают Колю из Бурятии, который, сидя в колонии, сдал пробный ЕГЭ на 80 баллов. И как после выхода на свободу ему всем миром помогали договориться сдать выпускные экзамены после окончания всех сроков. До Москвы дошли. И парень не подвёл. Учится теперь в машиностроительном вузе. Ещё один «выпускник», Вадим П., поступил в колонию с тяжелейшей статьёй за убийство, год до мальчишки не могли достучаться. Но получилось, оттаял. Пройдя через страшные испытания, сумел проявить характер. Окончил медицинский. Сейчас военный врач. Про таких говорят: вытащил себя сам. Сейчас он дружит с Ириной Песковой на Фейсбуке. Периодически пишет о своих достижениях. Знает, что она оценит каждый его шаг к иной жизни, как никто другой.
…Наставники и наставляемые встретятся шесть раз. Предполагается, что ребята приедут к ним в «мирную жизнь». Возможно, на работу или в какое-то другое общественное место. Максим пригласил Вадима к себе на стадион, где он, как директор, отвечает за всю хозяйственную жизнь спортсооружения.
- Так как Вадима очень интересует техника, ему точно понравится. Даже я, когда пришёл сюда взрослым человеком, многому удивлялся. Честно, хочется помочь, вытащить парня из его привычной рутины, - говорит наставник Максим.
Учеником школы в ангарской воспитательной колонии Вадиму быть ещё год и семь месяцев. Найдут ли за этот срок местные педагоги солнце в парне, покажет время.
Елена Дмитриева