Не повторяй их путь

Ангарские Ведомости

Вадиму М. исполнилось 17 лет. Но учится он только в шестом классе. Несколько  раз оставался на второй год, а потом вовсе решил не ходить в школу. За парту снова сел прошлой  осенью, после того как попал в  ангарскую  воспитательную колонию. Вернуться в нормальную жизнь парню должен помочь проект «Наставник», участником которого он стал на прошлой неделе.

Попасть за решётку нужно постараться
В составе второй группы наставников юных правонарушителей мы проходим все проверочные   кордоны   ангарской воспитательной колонии. Теле- фон и сумку запирают в ящик, зато  всем  девушкам  выдают специальные брелоки:  если на нас   нападут,   нужно   нажать кнопку   помощи.  Сопровождающий  нас   сотрудник  поясняет, что когда-то здесь отбывали наказание почти 800 ребят, сейчас их чуть более полусотни. И это с трёх огромных территорий: Иркутской области, Бурятии  и  Забайкальского   края. Сказался  тренд  на  гуманизацию общества. Несовершеннолетним, чтобы попасть на зону, нужно постараться. Быть рецидивистом либо получить приговор по тяжкой статье.
Мы идём в местную среднюю школу, где колонисты (они же дети) продолжают учиться и за колючей  проволокой.  Обстановка помещения никак не напоминает тюрьму, здесь тепло и по-домашнему  уютно. Сразу у входа в глаза бросается изречение Сократа: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить». Нас  встречает  директор Ирина Пескова, на ней джинсовый сарафан и белые кроссовки. Она улыбается и предлагает горячий кофе и шоколад. О том, что мы за решёткой, напоминает  только нелепый  брелок.  И невольная мысль: как  бы случайно не нажать.

Учителя обычных школ перенимали опыт
До встречи  с ребятами  ещё есть время, и я задаю, возможно,  уже  набившие  оскомину вопросы типа,  чем ваши ученики отличаются от обычных.
- Ничем,  - обрывает директор сразу.  - В каждом  классе обычной школы есть такие дети. Просто у нас они все трудные. У каждого за плечами  та- кая история… Но мы по-своему  воспринимаем  семантику этого выражения. Трудные дети - это дети, которым трудно. Помогите им, отнеситесь как к людям, как к личностям… Самое сложное  в этом процессе даже не случаи отсутствия интеллекта как такового, а интеллекта  эмоционального.  Когда жизненный бэграунд уже убил в них любые эмоции.
Помочь учителю найти контакт с учеником здесь решили с помощью тьюторов - специальных педагогов, которые помогают реализовать в учащемся  индивидуальную  образовательную траекторию.  С инновационной программой «взращивания личности» ангарчане посягнули на святое и в 2016 году выставили свою школу на Всероссийский   проект   «Успешная    школа»    (проводит«Учительская  газета»).  Жюри смелость оценило.  Сегодня  в кабинете  у Ирины  Песковой кубок победителя конкурса.
- О таких, как наша школа, не принято говорить, наши ученики вызывают у общества отторжение, - продолжает она. - Но это наши дети, и они придут к нам после отбытия наказания.
В прошлом году в школу колонии  приезжали  учителя  из обычных городских школ. Перенимали опыт работы с трудными детьми.
- У нас действительно пре- красная  школа,  но я мечтаю, чтобы в неё никто не попадал! - улыбается Ирина.

Проект «наставник» - пионер в ГУФсине
Проект «Наставник» - одно из звеньев воспитательной  цепочки, разработанной в этой школе.  Наставничество,   когда-то столь распространённое  в советские времена, сегодня вновь на  волне  популярности. Наставники есть в бизнесе, науке. Всероссийский   проект   «Наставник», в котором известные люди берут личное шефство над сиротами,  активно  поддерживается президентским фондом. Попробовать  его реализовать в системе ГУФСИН первыми решились в ангарской  воспитательной колонии.
- Мы мечтали, чтобы у нас хотя бы три пары сложились. А получалось - двенадцать! И детей не хватило - столько оказалось желающих стать наставниками, - удивляется своим же успехам главный тьютор проекта Мария СЫРОМЯТНИКОВА.
Чтобы всё  совпало,  нужно было многое:  желание  ребят участвовать  в  «Наставнике», режим отбытия, позволяющий мальчишкам  выезжать  из  зоны,  сроки  выхода  (не  менее шести  месяцев до освобождения - именно на столько рассчитан проект).
Наставников искали сначала в администрации  Ангарского округа    (спасибо   вице-мэру Марине  САСИНОЙ), затем  с помощью фонда развития  социальной     сферы    «Содействие», который уже не первый год занимается в Ангарске ресоциализацией   осуждённых. Его   руководитель    Евгений ИВАНОВ в этой теме как рыба в воде.  Много  лет он работал начальником  женской  исправительной колонии в Бозое.
- Когда-то  только в системе «Китойлага», колонии которого располагались вокруг Ангарска, находилось  52 тысячи заключённых. Сегодня во всей Иркутской области их порядка 12 тысяч. Но мы в стране всё равно в лидерах по исправительным учреждениям. В Ангарском округе их шесть!  Значительная  часть после выхода остаётся здесь же. Профилактика    преступности для нас более чем актуальна, - поясняет он.
Пара Вадим - Максим
В первый визит-знакомство в колонию приехали спортсмены, пожелавшие стать наставниками.   Сегодня   компания смешанная:  есть в ней директор  агентства недвижимости,  руководители       спортивных школ,  организатор клуба  3D- моделирования и даже депутат Законодательного Собрания.
Я подсаживаюсь к  паре Вадим - Максим и подслушиваю их  диалог-знакомство.  Вадим попался на банальной краже в почтовом отделении в крохотной забайкальской деревушке. Залезли ночью, Вадим, по его словам,  стоял на  шухере,  на троих добыли 11 тысяч рублей. Хотели    купить    старенькие «Жигули», но попались.
-  След   от  моего  ботинка остался на снегу, - сокрушается парень. В его больших, красивых и немного  наивных  чёрных глазах нет и тени преступного умысла.
Типичная  история: неблагополучная  многодетная  семья, отец-алкоголик,    поднимающий руку на мать, и предоставленные себе дети. Наш самый гуманный суд в мире мог дать горе-воришке  условный срок, но таковой у парня уже был. За воровство солярки. Как рецидивист он  попал  в колонию, где и пошёл в… шестой класс.
- Я учусь тут хорошо. «Четыре» и «пять» есть. Дома двойки все ставили.  Тут хорошо объясняют. Вот делить недавно научился. Не  умел раньше. Ещё курить тут бросил - с двух лет курил,  и  хочу  не  начинать после выхода. А ещё я технику люблю. Машины, трактора ремонтировать. Мне бы права автомобильные  получить, - Вадим искренне делится своими открытиями   и   планами   на жизнь.
В колонии  он научился кататься на коньках, получил корочки  каменщика,  а  сейчас учится швейному  делу. Прочитал «Робинзона  Крузо», а ещё «Путешествие Гулливера».
Я смотрю на этого большого, симпатичного  ребёнка  и  пытаюсь переварить услышанное. Он десять лет назад уже знал, что такое сигарета,  а коньки и Робинзон Крузо у него появились только сегодня! По сути, выходит, что именно колония, а не папа с мамой организовали в его  жизни  возможность познать  такие  обычные  детские радости.

«Объясните ребёнку, что там вас не будет!»
- Ты думаешь, что к преступлениям   приводят   какие-то ужасные  гены  или  характер? Всё  банально:  хотелось  пацанам  в деревне  кушать,  вот и пошли  воровать. Когда  родителям нет дела до детей, когда в семье пьют, папа сидит, отчим с тюремным прошлым, у детей нет иного выхода, как  присоединиться  к  криминальному миру,  - рассказывает  мне  по дороге  из  колонии  Евгений Иванов.
В  доказательство  его  слов цитаты из открытых писем ребят, отбывавших  сроки  в ангарской колонии, к своим родителям. «Дайте детям больше тепла. Дайте им любви, чтобы они видели»... «Всегда старайтесь знать, где ваш сын. Постарайтесь оказаться в том месте, где он с друзьями. Как бы случайно окажитесь там и заберите  под  любым предлогом»...
«Жизнь в тюрьме очень жёсткая.  Объясните  ребёнку,  что там вас не будет!..»
- У нас есть ещё один хорошо работающий    профилактический  проект  - «Не  повторяй мой путь». Суть проста: наши ребята разговаривают по скайпу с  детьми на воле, которые уже состоят на  учёте в ПДН, получили условные сроки, которые  уже  пошли  по  кривой дорожке, но до зоны ещё не до- шли - и честно отвечают на любые их вопросы. Что нет никакой тюремной романтики, что никто из друзей, с которыми ты воровал на  воле, не  поможет тебе после приговора, что здесь всё  по жёсткому  расписанию. Возможно, кого-то это остановит,  - рассказывает  директор школы Ирина Пескова.
Вал  негатива  такой,  что  я прошу  какие-то  жизнеутверждающие   примеры.   И   они есть. Все дружно вспоминают Колю  из  Бурятии,  который, сидя в колонии, сдал пробный ЕГЭ на 80 баллов. И как после выхода  на  свободу ему  всем миром помогали  договориться сдать   выпускные   экзамены после окончания  всех сроков. До Москвы  дошли. И  парень не подвёл. Учится теперь в машиностроительном   вузе. Ещё один «выпускник»,  Вадим П., поступил в колонию  с  тяжелейшей  статьёй  за  убийство, год до мальчишки не могли достучаться. Но получилось, оттаял. Пройдя через страшные испытания,  сумел проявить характер.   Окончил   медицинский.  Сейчас  военный  врач. Про  таких  говорят: вытащил себя сам. Сейчас он дружит с Ириной Песковой на Фейсбуке.   Периодически   пишет   о своих достижениях. Знает, что она оценит каждый его шаг к иной жизни, как никто другой.
…Наставники  и  наставляемые   встретятся   шесть   раз. Предполагается,    что  ребята приедут   к   ним   в  «мирную жизнь». Возможно, на  работу или в  какое-то  другое  общественное место. Максим  пригласил Вадима к  себе на  стадион, где он, как директор, отвечает  за  всю хозяйственную жизнь спортсооружения.
- Так как Вадима очень интересует техника,  ему точно понравится.  Даже я, когда  пришёл сюда взрослым человеком, многому  удивлялся. Честно, хочется помочь, вытащить парня из его привычной рутины, - говорит наставник Максим.
Учеником  школы  в  ангарской воспитательной колонии Вадиму  быть ещё  год и  семь месяцев.  Найдут   ли  за  этот срок местные педагоги солнце в парне, покажет время.
Елена Дмитриева