Танец длиною в жизнь

Ангарские Ведомости

Ещё восемнадцатилетней девчонкой в далёком 1968 году Наташа не думала ни о чём - она просто мечтала танцевать и учить танцу других. Так начиналась история небольшой балетной студии из 30 ребят, которую полвека назад основала в ДК «Современник» Наталья Александровна БЕЛЯЕВСКАЯ. Это тогда у студии даже не было названия, а сейчас имя образцового ансамбля танца знают по всей России и даже за рубежом. «Веснушкам» - 50


Три династии «Веснушек»
 - Наталья Александровна, применимо к вам «танец длиною в жизнь» - это не просто фигура речи. Так ведь на самом деле и вышло.
- Сколько себя помню, я была из тех девочек, кому не всегда было просто высказать что-то словами. То ли дело показать эмоцию жестом, мимикой, взглядом - это мне было ближе. Когда в четвёртом классе я посмотрела индийский фильм «Четыре дороги», меня так проняли их танцы, выразительность движений актёров, как играют интонациями пальцы, плечи, ноги, что я тут же принялась изображать что-то ручками тенью на стене. Действительно, с тех пор я, можно сказать, жила танцами. Переехав с мамой из Улан-Удэ в Ангарск, я не переставала ими гореть и занималась в клубе «Комсомолец». Что самое забавное, я помню, как подростком бегала-плясала по основанию возводимого «Современника». Кто мог сказать тогда, что этот дворец станет мне родным на 50 лет.
- Как раз ваш индийский танец в 1969 году стал фрагментом двухсерийной художественной драмы «У озера», в которой играли ШУКШИН и БЕЛОХВОСТИКОВА. Как это получилось?
- Не поверите, совершенно случайно - этой сцены даже не было в сценарии. А ведь кинематографисты из Москвы специально приехали на Байкал, чтобы снимать серьёзный трёхчасовой фильм о нашей жемчужине и БЦБК. Попутно москвичи знакомились с прибайкальскими городами. Конечно, посетили и наш молодой Ангарск. Заглянув в только что отстроенный «Современник», съёмочная группа невзначай попала на мою репетицию. Режиссёру ГЕРАСИМОВУ так была удивительна эта картина: где-то в Сибири молоденькая девушка танцует индийские танцы, что он просто не смог пройти мимо такой колоритной сцены - мою репетицию сняли и вставили в фильм. Как позже стало понятно, этот фрагмент оказался одним из самых выразительных эпизодов киноленты. Герасимов мне даже предложил в его группу поступать, но я отказалась. Танцы на театр я бы ни в жизнь не променяла, да и на тот момент только свою первую группу малышей набрала. Такие детки хорошие, только расти начали, меня работа с ними с головой увлекла. В общем, не поехала.
- Тем деткам сегодня уже крепко за пятьдесят. Помните своё волнение, когда они первый раз выходили на сцену?
- Как же это забыть?! Мы, на удивление зрителям, поставили не один номер, как это было принято в ту пору, а целое отделение - «Лесную сказку». Ребята по 7-8 лет танцевали в балетных пачках, но волноваться долго не пришлось: выступление прошло без сучка и задоринки. Мы до сих пор с моей первой группой близко дружим. Они уже и детей своих, и внуков в «Веснушки» привели - растят династии.
- Неужели за полвека не случалось выступлений, в которые вмешивался злой рок?
- Да вы что, чего только не приключалось! Костюмы, например, забывали (в былые годы «веснушки» сами расшивали и украшали сценические наряды). Лет 10 назад было и такое: прямо во время выступления неожиданно смолкла музыка. Помню свою гордость за ребят - они ведь даже ухом не повели. Без аккомпанемента, на чувстве, в том же ритме достойно продолжили танец до самого финала. Им потом долго и громко аплодировали.
Кению сразили «Кружевницей»
- «Веснушки» - это имя, известное далеко за пределами не только региона, но и за рубежом. Самая дальняя точка на земном шаре, в которой выступали ангарские танцоры?
- Так это наши первые гастроли и были. Кажется, год 96-й. Через Москву, где нас уже хорошо знали, коллектив пригласили в Кению. Мы, конечно, были приятно шокированы: так сразу и в Кению! Но не растерялись. Выдали им и «Кружевницу», и «Сувенир» с бочоночками. Местная публика была очарована. Это для нас русские народные танцы что-то привычное, а для них - будто другая планета. Воодушевлённые теми гастролями, уже дома мы вместе с детьми придумали танец с африканскими мотивами - «Нигелла».
- Вы сказали, «Веснушки» кенийцам порекомендовала Москва. Почему именно вас, ведь столько других коллективов по стране с народными танцами?
- Наверное, потому, что у «Веснушек» всегда было собственное лицо. Мы никогда никого не дублировали, и практически весь накопленный за полвека репертуар придуман нами. «Красная рябина», «Гжель», «Финифть»... Да взять даже «Калинку» - вроде бы её танцует каждый, а «Калинку» с ложкой не танцует никто, кроме нас.
- Поделитесь рецептом. Как не переставать удивлять на протяжении 50 лет?
- А разве природа перестаёт нас удивлять? Я постоянно нахожусь с ней в гармонии. У меня на Байкале дача есть, где я даже виноград с абрикосами выращиваю, а заодно подмечаю чудеса нашей Сибири. Когда столько всего вокруг, проблем с избитостью репертуара не будет никогда. Только и знай, что природу в танец переноси. Она - лучший балетмейстер. А дети?! У каждого же своя пластика. Их в одном и том же танце переставь - уже другая мозаика получится.
- Можете навскидку сказать, сколько ребят прошло через ваши руки?
- Даже представить не могу. Тысячи. И многих помню по именам. Вот недавний концерт в «Нефтехимике». В фойе стоит девочка - копия моей Иры ПАНТЮКОВОЙ. Подхожу, спрашиваю, как зовут. Девочка отвечает: «Юля». - «А маму?» - «Ирина». А Ира у меня 15 лет назад танцевала. Вот так, своих воспитанников даже в их детях узнаю!
- «Веснушки» со временем разлетаются по миру. Знаете, кто где?
- Если на карте нарисовать, то получится деревце с сотнями веточек и корнями в Ангарске. Например, Аня ЛЫСЕНКО сейчас солистка Красноярского государственного ансамбля танца имени М.С. Годенко. Наши дети танцуют и уже имеют собственные коллективы во Владивостоке, в Москве, Краснодаре, Петербурге. Даже в Китае и в Швейцарии. Куда ни приедешь - везде родные лица!
- Наталья Александровна, честно, а вы сами когда-нибудь думали уехать из Ангарска?
- Даже мысли такой не было. Хотя ещё в молодости не раз предлагали - тот же ансамбль Годенко или узбекский ансамбль «Бахор». И, наверное, если бы мне здесь было неинтересно, я бы, может, и согласилась. Но меня так увлекал мой «Современник», мои «Веснушки», работа с ребятами, у которых глаз горит. Это всё вот так взять и бросить - а зачем?
- О чём вы мечтаете?
- Мечтаю, чтобы и в детях, и во мне не угасало желание воплощать на сцене новые и новые номера. Казалось бы, 50 лет танцуем, а сколько всего ещё не сказали! Но при этом и старые, любимые зрителем номера не забываем. А ещё мечтаю, чтобы на Байкале когда-нибудь появился детский лагерь вроде «Артека», в который бы стекались малыши со всей страны. И тогда со всеми детьми России «Веснушки» будут делиться радостью солнца.

 Дмитрий ДЯГИЛЕВ
Фото Любови ЗУБКОВОЙ