Как создать ТСЖ?

Устали от бездействия управляющей компании и хотите создать в своём многоквартирном доме ТСЖ, но не знаете, с чего начать? На минувшей неделе в Центре поддержки общественных инициатив исполнительный директор Ассоциации ТСЖ Иркутской области Валерия КОШЕЧКИНА дала ангарчанам пошаговую инструкцию. Как организовать собрание собственников и не позволить управляющей компании аннулировать его решение в суде - об этом в четырёх этапах прямо сейчас.

1-й этап. Инициативная группа
Прежде чем пускаться в такое запутанное мероприятие, как создание ТСЖ, нужно определиться, с кем мы отправимся покорять эту вершину. Необходимо собрать инициативную группу - лучше не менее 10% от общего числа собственников. Вы общаетесь с соседями долгое время и, конечно, уже представляете, кто и на что способен, так что это будет несложно. И, само собой, необходим лидер - человек авторитетный и закалённый в «войнах» с управляющей компанией. Такой собственник есть практически в каждом доме, и все его прекрасно знают.

2-й этап. Подготовка к собранию собственников
Этап самый сложный и ответственный, потому как неправильно проведенное собрание сразу же станет поводом для обращения в суд со стороны управляющей компании. На данном этапе есть сразу несколько подводных камней.

1. Реестр. Чтобы решение о создании ТСЖ было одобрено, за него должны проголосовать не менее 51% собственников жилья. С 1 января для положительного исхода необходимо будет уже не менее 2/3 голосов. Ключевой момент: голоса считаются не по количеству собственников, а по квадратам площади. Так, голос владельца трехкомнатной квартиры будет весить больше, нежели хозяина «однушки». Для проведения собрания вам обязательно потребуется реестр собственников.

Тут нужно быть начеку. Очень часто управляющая компания начинает оспаривать создание ТСЖ в суде, цепляясь именно за неправильно составленный реестр. Основную ошибку жильцы допускают, когда не актуализируют этот документ. Возьмут, к примеру, бумагу еще времен застройщика, а на самом деле какие-то квартиры уже несколько раз перепродавались, а собственники менялись. Что в этом случае делать? Инициативной группе следует обратиться в управляющую компанию с требованием о предоставлении реестра. Вам его обязаны дать. Если нет - пишите жалобу в жилищную инспекцию! Я всегда советую: когда составляете жалобу на управляющую компанию, в начале пишите: «В рамках лицензионного надзора». Ни одна компания не хочет потерять лицензию. Есть еще два способа получения реестра, но обращаться в Росреестр затратно, а поквартирный обход эффективен лишь в доме с небольшим числом квартир. Поэтому «трясите» компанию.

2. Оповещение. Важный момент - правильно оповестить. Если вы знаете, что большая часть собственников живет по месту, сложностей не возникнет. Тем собственникам, которые в данный момент проживают где-то далеко, вы отправляете заказное письмо по адресу, который находится в вашем доме. В черте города - недорого. Это требуется для того, чтобы впоследствии доказать в суде, что человек был предупреждён. Как правило, именно таких собственников потом и ищет управляющая компания, чтобы оспорить решение. В уведомлении указываете дату и место проведения собрания. Форму собрания лучше выбрать очно-заочную.

3-й этап. Собрание
Собрание лучше всего проводить не во дворе, особенно зимой, а в помещении. Пусть даже его придётся арендовать. На собрании у вас будет лежать реестр, кроме того, должен сидеть человек, регистрирующий пришедших собственников. Последним, к слову, следует позаботиться о наличии при себе паспорта. Почему это важно? Если собственность совместная, то не беда - не важно, муж пришел или жена. А вот если квартира записана, к примеру, на жену, а на собрание пришел муж, тут уж извини: слушать и высказываться можешь, а голосовать - нет. Свои нюансы и с владельцами долевой собственности. Как бы глава семейства ни убеждал, что он представляет интересы всех домочадцев, а голосовать он может лишь своей долей.

На собрании вам предстоит выбрать председателя, секретаря, счётную комиссию, членов правления и т. д. Весь перечень пунктов можно найти в Интернете, в том числе на сайте жилищной инспекции Иркутской области. Отдельно о членах правления: оптимальное число - 5-7 человек. Лучше - нечетное количество. Постарайтесь сделать так, чтобы представитель правления жил в каждом подъезде. И совет: если вдруг на собрании, как черт из табакерки, появляется сосед и начинает бить кулаком в грудь, что он возьмёт на себя все вопросы, как угодно, но постарайтесь, чтобы он не оказался в правлении. Иначе этот человек станет вашей головной болью на долгие годы.

Также вам будет необходимо утвердить устав ТСЖ и подписать протокол. Каждый собственник, не важно, очно или впоследствии заочно, должен расписаться в листе голосования. Все листы станут приложением к протоколу. Есть такой документ - приказ Министерства строительства №937-ПР от 25 декабря 2015 года. Найти его можно в Интернете по номеру. Чтиво сложное, но, увы, именно по нему сотрудники жилищной инспекции будут проверять оформление вашего протокола. Поэтому очень советую: изучите документ.

4-й этап. Регистрация ТСЖ
В течение 5 дней после проведения собрания один экземпляр протокола необходимо представить в жилищную инспекцию, второй - в администрацию округа, третий - в налоговую инспекцию. Вместе с заявлением и копией протокола в налоговую также следует представить копию утвержденного устава и квитанцию об уплате госпошлины. Завершающий аккорд - открытие банковского счета ТСЖ.
Вот так в четыре этапа в своём многоквартирном доме можно грамотно создать товарищество собственников жилья, а уж как ТСЖ себя покажет, зависит только от правления.
Максим ГОРБАЧЁВ