По заветам предков, по новым технологиям

На прошлой неделе стартовал Сагаалган, или праздник Белого месяца, - центральное событие в календаре монгольских и некоторых тюркских народов, олицетворяющее обновление мироздания. Буряты верят, что с началом нового цикла духовно перерождается и человек - из глубокого мудреца в младенца.
Такую метафизическую эстафету в Год педагога и наставника мы посчитали крайне символичной, а посему отправились в Одинск. В этом самобытном селе уже более века живёт место, в котором мудрецы вселяют разум в юные головы.
Культурное достояние собирали по чердакам и сараям
Школа №16 - это светлое трёхэтажное здание, построенное в середине 1980-х. Впрочем, первые зачатки образовательной системы в Одинске относят нас к дореволюционной России.
- К концу XIX века как такового села ещё не было, - рассказывает учитель истории одинской школы Нина Георгиевна ГРИШКИНОВА. - Тогда вдоль реки Китой жили отдельные роды бурятов - аймаки. Таких родов насчитывалось восемь. Среди них была распространена такая практика - «ходящая» школа. Политические каторжане путешествовали от аймака к аймаку и за краюху хлеба обучали местных детей грамоте. После началось и строительство первой школы, которая открыла свои двери 27 октября 1908 года. Нынче будем отмечать 115-летие со дня этого события. Школа получила название Одинское инородческое училище. У нас даже сохранились документы, в которых значится имя первой учительницы, Меланьи Михайловны ГОРОХОВОЙ. Училище было рассчитано на два класса, а в первый журнал было внесено 22 ученика: 4 девочки и 18 мальчиков. Увы, от того здания не осталось и следа. Даже старожилы не скажут, где она располагалась.
Более известное здание школы, с которым связаны воспоминания взрослых одинцев и сохранившиеся фотографии, было построено под началом фронтовика Фрола Петровича ХЕТХЕНОВА. Вернувшись домой, танкист, герой войны и освободитель Севастополя организовал возведение нового дома знаний. Учителя сами участвовали в сооружении школы, сами вылавливали сплавляемые по Китою брёвна, сами загружали их в машину и везли к месту строительства по улице Ленина. Сегодня в школьном музее можно увидеть деревянный макет того здания.
К слову, о школьном музее. Это особая гордость всех одинцев. Основатель музея - учитель начальных классов и большой энтузиаст Лариса Васильевна ПЛАТОНОВА. Лариса Васильевна уже на пенсии и воспитывает ораву внуков, а когда-то с лёгкой руки деятельной женщины по селу был брошен клич по сбору старинной утвари. Жители Одинска с азартом выискивали на чердаках и в сараях доставшиеся от предков самодельные лыжи, приспособления для охоты и рыбалки, традиционную национальную обувь и посуду.
В результате кропотливо проделанной работы на этажах школы хранятся изделия из чаги и берёсты, кувшины и чугунки, маслобойка, кожемялка, рыболовная сеть гур, шкатулка-зеркальце, зыбка для младенца с подвесной косточкой в качестве амулета и другие уникальные экспонаты бурятской культуры. Поглазеть на историческое достояние села приезжают классы из других школ округа, а одинские учителя мечтают поставить во дворе учреждения юрту, в которой экспозиция музея смотрелась бы ещё аутентичнее.
Ещё один элемент уникальности сельской школы - в её учебной программе. Более 30 лет здесь преподают бурятский язык. Родной словесности ребят обучает учитель с многолетним стажем Августина Шойжуевна БАРДАНОВА. В руках у одинских школьников редкие учебники по бурятскому языку. В широкой продаже их не достанешь, а потому за сохранностью учебных пособий в школе следят с особым трепетом.
- К сожалению, современным детям тяжело говорить на бурятском языке, поскольку в быту он практически не используется. Если бабушки и дедушки дома ещё практикуют живую бурятскую речь, то мамы и папы ребят в этом смысле по большей части обрусели, - отмечает Августина Шойжуевна. - Но мы стараемся воспитывать в наших ребятах любовь к бурятскому языку. На уроках они разучивают слова и читают тексты, а кто-то даже пытается изъясняться с родителями по-бурятски.
Робот в помощь
Настоящее одинской школы обращено не только к сохранению прошлого, но и к технологиям будущего. В 2021 году учреждение стало участником нацпроекта «Образование». В трёх отремонтированных и оборудованных кабинетах на первом этаже здания заработала «Точка роста». В распоряжении сельских ребят появился образовательный центр естественно-научной и технологической направленности.
- Для обучения детей на современном оборудовании наши педагоги и сами прошли курсы повышения квалификации, - рассказывает руководитель «Точки роста» Ирина ХАЛТАНОВА. - На уроках физики, химии и биологии школьники проводят опыты с помощью цифровых лабораторий «Архимед», а на факультативных занятиях по робототехнике конструируют машины-манипуляторы. Дети сами программируют их на ноутбуках. Причём первые шаги в робототехнику детвора делает ещё в первом классе.
Сейчас в одинской школе с 1-го по 9-й класс учатся 106 ребят. Самая многочисленная параллель - четвероклашки: тут в классе сразу 18 почемучек. Педагогический коллектив тоже можно назвать моложавым.
- Отрадно, что в этом учебном году наши ряды пополнили сразу четыре молодых специалиста, - говорит директор школы Марина ЕФИМОВА. - К нам пришли советник по воспитанию, педагог-психолог, учителя начальных классов и географии. В общих условиях дефицита педагогических кадров это особенно радостное событие. Тем более сейчас ведётся предметный разговор о том, чтобы открыть 10-й и 11-й классы - лишь бы дети и их родители пожелали учиться в нашей школе, а не ездить в город. Сами видите, у нас создаются все условия для получения достойного образования. Вообще, Одинск - удивительное село. Мы не испытываем на себе главную беду всех сельских территорий. Молодёжь не стремится уехать в город, хотя и Ангарск, и Иркутск рядом - рукой подать. Напротив, получив образование, молодые люди возвращаются назад, к родовым местам. Возможно, в какой-то мере в этом заслуга и наших учителей. Нам удаётся посеять в ребятах беззаветную любовь к своей земле.
Максим ГОРБАЧЁВ
Любовь ЗУБКОВА