В кинотеатр на Юму

10 июня на большие экраны страны вышел фильм «Байкал. Удивительные приключения Юмы». Как отмечают создатели картины, это первый российский блокбастер о природе, рассказанный от лица животного. Документальная семейная кинолента рассказывает о нерпёнке Юме и её маме Айлу, которые пытаются выжить в мире, полном чудес и опасностей. В Иркутской области премьера фильма состоялась на пять дней раньше старта общероссийского проката.

Съёмки картины продолжались более 5 лет. Операторы сделали 14 экспедиций, чтобы показать Байкал во все времена года.

Творческая команда применила макросъёмку воды и льда, а также подводные съёмки, для которых был использован опыт экспедиций, осуществивших погружения на аппаратах «Мир». Для создания полной палитры видов Байкала работавшая над фильмом кинокомпания «Красный квадрат» связалась и с местным иркутским фотографом Станиславом Толстневым, который к тому моменту с фотоаппаратом наперевес излазил, пожалуй, уже все уголки великого озера. Кстати, Станислав родился и вырос в Ангарске. Он рассказал нашей газете не только о своём сотрудничестве с известной кинокомпанией, но и о том, как погладить нерпёнка в дикой природе.
К нерпе на корточках
- Станислав, расскажите, как судьба связала вас с «Красным квадратом»?
- Всё оказалось очень просто. Примерно два года назад ко мне обратились представители телевизионного холдинга. Они увидели кадры моих работ где-то в интернете - к тому моменту я уже снимал свои фильмы о Байкале. Набралась большая подборка со съёмок медведей, которую захотели приобрести московские киноделы. С тех пор мы начали плотно сотрудничать. В последующих поездках я также снимал и нерп, и медведей, и пейзажи Байкала, которые предоставлял компании. Часть из материалов вошла в итоговую версию фильма.
- Вы уже успели посмотреть фильм в кинотеатре. Как вам?
- Сразу скажу, самой картины вплоть до премьеры я не видел, поэтому смотрел фильм глазами обычного зрителя. Можно сказать, что я снимаю Байкал с детства. И в этом плане меня очень сложно чем-то удивить. Но тут, находясь в кинотеатре, на протяжении всего фильма я просидел с открытым ртом. Впечатления после просмотра переполняли. Как же красиво снят Байкал! Особенно поразили подводные съёмки. Оператор спускался зимой под лёд, чтобы снимать, как плавают нерпы - это крутой, но опасный ход. Вообще съёмочной группе удалось реализовать сложную задачу: показать нам великое озеро глазами нерпёнка. Это передаётся через экран в том числе и благодаря большому количеству макросъёмки. При всём этом я бы не назвал фильм документальным. Выстроена замечательная история. Драматургия подталкивает тебя постоянно сопереживать животному.
- В вашем инстаграме можно встретить множество фотографий, на которых байкальские нерпы чуть ли не позируют вам на камеру. Как вам удаётся так близко к ним подкрадываться?
- За время работы я пришёл к выводу, что у нерп не особо развито обоняние, а потому в основном они реагируют на потенциальную опасность, только когда та движется. И если подходить к ним на лодке, они заметят тебя уже издалека и обязательно убегут. В то же время у этих животных есть ещё одна особенность, которая помогает фотографам - у молодых, годовалых нерп ещё не выработано чувство страха. Особенно они расслабляются, когда их много. В эти моменты знающий человек может подойти к нерпам на расстояние вытянутой руки. В прошлом году мне удавалось подбираться к нерпам настолько близко, что я даже их гладил. Бывает, когда подходишь, они ещё спят, потом медленно открывают глаза, зевают, чешутся, лениво отгоняют тебя ластами и только через какое-то время, осознав угрозу, просыпаются и убегают. А подбираюсь я следующим образом. Обычно во время сна нерпы инстинктивно пару раз в минуту поднимают голову, чтобы осмотреть округу, и, если всё спокойно, спят дальше. Между этими «дозорами» я успеваю сделать один-два небольших шага. Передвигаюсь исключительно полуползком, на корточках. Такой, казалось бы, короткий по расстоянию путь может занимать полтора часа. Если не успеваешь закончить движение до того, как нерпёнок вновь проснулся, приходится замирать в неудобной позе. Потом всё тело болит. Своего рода йога на свежем воздухе.
Но бывает, что нерпята в дикой природе сами тянутся к людям. Также в прошлом году был случай: к лодке наших знакомых подплыл маленький нерпёнок. Малыш был без мамы и еле дышал. Если бы его не подобрали, он бы точно погиб. Когда его стали откармливать, он сначала даже не принимал молоко. Мы думали, что нерпёнок не выживет, но он чуток полежал, отдохнул, а на следующее утро буквально ожил от предложенной ему рыбки. Несколько дней мы выпускали его в Байкал, он плавал и возвращался обратно за едой - охотиться же ещё не умел. В конце концов, он благополучно вернулся в привычную среду обитания.
С Топтыгиным лучше близко не знакомиться
- А съёмки медведей - самая экстремальная часть вашей работы?
- Конечно, познавать повадки нерп куда безопаснее, чем знакомиться с характером Топтыгина. Я начинал снимать медведей в 2017 году. Подходил к ним с воды на байдарке, а потом подлетал на квадрокоптере. Большинство мишек пугается летающей жужжалки и убегает, но молодые медведи из подросткового любопытства остаются, и их уже можно снимать. Подходить к медведю слишком близко категорически нельзя. У меня есть пара историй, когда съёмки могли закончиться печально. Однажды поставил палатку в горах, чтобы снимать изюбрей. Днём ушёл в деревню зарядить батарейки, а когда вечером вернулся, палатка была разорвана и в свежих медвежьих слюнях. Ночевать на этом месте сразу же перехотелось. Потом от местных узнал, что я поставил палатку на пересечении медвежьих троп. Другой случай произошёл также с палаткой, но уже на берегу Байкала. Проснувшись утром, мы с товарищем обнаружили, что наши байдарки порваны, а на самой палатке зиял след от когтей. Потом нас друзья на моторных лодках эвакуировали. Так что медведю лишний раз на глаза лучше не попадаться.
- За вашими фотографиями стоит не просто желание показать красоту Байкала. Знаем, вас серьёзно беспокоят вопросы экологии в акватории озера.
- В первый раз отец привёз меня на Малое море в 1987 году. Тогда там не было ни турбаз, ни мусора. До сих пор остались фотографии тех прекрасных диких мест. Конечно, тяжело наблюдать, как всего за несколько лет глупости девственные чистые бухты превратились в помойки. Я решил, что необходимо показывать не только красоту озера, но и то, во что его превращают люди. В 2017 году я снял документальный фильм «Наследие», показывающий реальную ситуацию мусорного бедствия на Байкале. Идея фильма проста: убери за собой. Чтобы сделать озеро чистым, не нужно привлекать многомиллиардные государственные программы. Достаточно каждому нести личную ответственность за судьбу Байкала. В фильме про Юму тоже очень хорошо передано, как человек способен вредить окружающей среде - нерпёнок едва не угодил в оставленные браконьерами сети. Такие фильмы полезно показывать, прежде всего, подрастающему поколению. Оно более восприимчиво, и я надеюсь, что благодаря подобным картинам дети начнут более осмысленно подходить к сохранению чудес природы, чем их родители.
Анна КАЛИНЧУК