К учебному году готовы

Разговор о качестве образования, новых школах и «единицах»
Накануне нового учебного года в редакции газеты «Ангарские ведомости» состоялась прямая линия с начальником Управления образования администрации Ангарского городского округа Ларисой ЛЫСАК.
Вместе с ней на вопросы наших читателей отвечали начальник отдела общего и дополнительного образования Татьяна ГАПАНЕНКО, начальник отдела дошкольного образования Ольга ЗАГОРОДНЕВА.
Сегодня образовательные учреждения отремонтированы, кадрами укомплектованы, прошли приёмку и готовы к началу нового учебного года. Учителя уже заполняют классные журналы, дети складывают портфели, но вопросы ещё остались.
Новшества на пользу учёбе
- Добрый вечер, Лариса Ивановна. Меня зовут Вера МИХАЛЁВА, я бы хотела узнать о неделе дополнительного образования «Введение в школьную жизнь». Кто в ней участвует? Для чего она нужна?
- После длительного отдыха детям сложно втянуться в школьную жизнь. Неделя дополнительного образования нужна для адаптации учеников к новому режиму. С 1 сентября в расписание для разных возрастных групп вводятся классные часы, психологические тренинги, экскурсии в музеи, уроки в библиотеках и в парках на свежем воздухе. Кроме того, в течение первой учебной недели ребята больше узнают о системе дополнительного образования, побывают на стадионах, в клубах по месту жительства. Дети постепенно втянутся в учебный процесс.
- Спасибо, пояснили. Это нужное дело.
- Разрешите представиться: Владимир Иванович. Я интересуюсь, насколько успешно решается задача о переводе школ на обучение в одну смену?
- К сожалению, пока мы не можем перевести всех учеников на односменное обучение, - замечает Татьяна Гапаненко. - Однако количество ребят, вынужденных учиться во вторую смену, сократилось. Для этого мы использовали внутренние ресурсы. По возможности на имеющихся площадях открыли новые кабинеты. Для части классов организовали обучение с 11.00.
- В каких школах дети учатся только с утра?
- Это школы в Одинске, Савватеевке, Китое, гимназия №1, лицеи №1 и №2, школы №3, 5, 38, начальная школа - детский сад №1.
- У меня ещё вопрос. Кто принимает решение о пяти- или шестидневной рабочей неделе?
- Это определяет руководитель образовательного учреждения совместно с педагогическим коллективом и родительским комитетом. Надо давать себе отчёт в том, что сокращение рабочих дней влечёт за собой уменьшение часов, отведённых на изучение основных предметов. По учебному плану без большого ущерба возможен переход на пятидневку для начальной школы. Для 5-7-х классов при определённых условиях можно рассмотреть пятидневную учебную неделю. С 8-го класса такой переход нерационален. Дети должны готовиться к итоговой аттестации, сокращение рабочих часов скажется на качестве образования.
Хотим всё и сразу, но так не всегда получается
- Меня зовут Эмилия МИХАЙЛОВА. У меня вопрос по школе №10. В прошлом году образовательное учреждение отмечало юбилей. На празднике мы узнали, что здание на улице Ленина, где раньше находилось профессиональное училище №8, передают школе. Год прошёл, а мы не видим изменений.
- Администрация городского округа и Управление образования занимаются этим вопросом. Но изменения идут не так быстро, как хотелось бы. Есть алгоритм действий, определённый законодательством, мы обязаны ему следовать. На сегодняшний день имущество передано из областной в муниципальную собственность. Подготовлена проектно-сметная документация по капитальному ремонту здания. Следующий этап -  государственная экспертиза, которая подтвердит виды работ и их стоимость.
- Здание разрушается, там стёкла бьют, на территории строят гаражи.
- Слухи о его разрушении сильно преувеличены, оно находится под охраной. Гаражи там построили ещё до того, как недвижимое имущество передали в муниципальную собственность.
- Дополнительные площади школе необходимы, в нынешних стенах уже тесно. Когда приступят к ремонту?
- Получить экспертизу мы надеемся в I квартале 2019 года, после чего нужно будет изыскать необходимые средства и приступать к капремонту. Проект однозначно будет реализован.
- Наталья, звоню по просьбе жителей 6а микрорайона. Наши дети вынуждены добираться до школы №15 по неосвещённой тропинке. Об этой нашей беде мы говорим не первый год, а проблема не решается.
- Дорога проходит по территории школы или микрорайона?
- По городской территории.
- Обратимся с вашей просьбой в Управление по жилищно-коммунальному хозяйству. Сложности с установкой освещения могут возникнуть, если тропинка не предусмотрена в планировке микрорайона, её люди сами натоптали. Тогда придётся менять маршрут и ходить в школу по асфальтированным дорожкам.
Китой -  перспективная территория
- Объясните мне, пожалуйста, зачем надо было строить школу на депрессивной территории в Китое, когда дети из новостроек вынуждены учиться в микрорайонах?
- Вопрос строительства школы в Китое обсуждался несколько лет. В старой школе, рассчитанной на 280 детей, обучались порядка 500 ребят. В ней не было столовой, пищеблока, актового зала. Надо отдать должное активности и настойчивости местных жителей, они обращались к губернатору, в региональное правительство - и добились своего. По проекту новая школа вмещает 725 детей. Сейчас в списках уже порядка 600 учеников. Новое здание получилось ярким, как игрушка, удачно вписалось в окружающую среду. Вы не правы, называя Китой депрессивным: в настоящее время это перспективная территория, микрорайон с индивидуальной жилой застройкой. Новая школа там очень нужна.
- Здравствуйте. Я Татьяна ЧЕПРАСОВА. У меня вопрос к Ольге Загородневой. С открытием школы в Китое начальная школа будет выведена из здания детского сада. Как планируется использовать освободившиеся помещения? У нас дети не устроены.
- Я бы не стала говорить, что в Китое дети не устроены. Места в детских садах мы предоставляем всем согласно единой очереди. Проблема в том, что не все смогли попасть в дошкольное учреждение, которое находится непосредственно в Китое. В городских садах места есть.
- Каждый день возить малыша на автобусе неудобно, зимой холодно и небезопасно.
- Мы над этим работаем. По проекту дошкольное учреждение 12-групповое. На протяжении последних десяти лет 4 группы были заняты школьниками. Сейчас появился резерв для увеличения мест. Наиболее востребованными являются места для детей от 1,5 года до 3 лет.
- Когда нам ждать открытия новых групп?
- Помещения были перепрофилированы под СанПиНы начальной школы, а для дошкольников другие требования. Сейчас необходимо подготовить документацию, изыскать средства на реконструкцию помещений. Как только сделаем эту работу, укомплектуем группы необходимым оборудованием, дети получат возможность посещать детский сад по месту жительства.
- Очередь на устройство детей в садики большая?
- В течение последних четырёх лет мы обеспечиваем местами в муниципальных детских садах всех детей с 2 до 7 лет. На настоящий момент в очереди остались 200 ребятишек. Это дети, которых записали в очередь после 30 мая, то есть уже после завершения работы комиссии по распределению. В большинстве это полуторагодовалые ребятишки и те, кто прибыл на территорию в последнее время.
Штраф как метод воспитания
- Почему штрафуют родителей за купание детей в озере за микрорайоном Цементный? Мы в детстве там купались, и никаких штрафов не было.
- Представьтесь, пожалуйста.
- Светлана ВОРОНИНА.
- Светлана, прежде всего надо заботиться не о штрафах, а о детях! Единственное место, разрешённое для купания в Ангарске, - Еловский пруд. Все остальные водные объекты под запретом. В жаркие дни на водоёмы выезжала комиссия, выявляла несовершеннолетних нарушителей, находящихся у воды без сопровождения родителей. В вашем детстве законодательство не было столь строгим, как сейчас. Но, согласитесь, жёсткие меры оправданы, они позволили нынешним летом избежать несчастных случаев на воде.
- Сколько родителей оштрафовали за плохое поведение детей?
- По сведениям комиссии по делам несовершеннолетних, за 6 месяцев текущего года наложено 229 административных штрафов на сумму 173 тыс. рублей.

Прямую линию вела Ирина БРИТОВА