Свежий номер
Сказать своё слово
Десятое, юбилейное межрегиональное совещание авторов Сибири и Дальнего Востока прошло в Новосибирской области. В этом году мероприятие было посвящено приключенческой прозе и произведениям военно-патриотической тематики.
От Иркутской области отбор для участия в совещании прошёл автор рассказов, корреспондент газеты «Ангарские ведомости» Сергей НОЧЕВНОЙ.
В совещании приняли участие авторы из Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областей, Алтайского и Красноярского краёв, Республики Алтай, Южно-Сахалинска. Не все смогли присутствовать лично, поэтому с некоторыми участниками был налажен видеомост. В качестве экспертов и мастеров в мероприятиях участвовали Мария СЕМЁНОВА, Ольга ПОГОДИНА-КУЗМИНА и Михаил ХЛЕБНИКОВ.
Вот во что они стреляют
Писательница Мария Семёнова известна среди широкого круга читателей в первую очередь по романам серии «Волкодав».
- Умру, на камне это напишут, - посетовала Мария Васильевна, которая является одной из основательниц такого поджанра фантастической литературы, как славянское фэнтези.
Мария Семёнова также известна своей твёрдой патриотической позицией. На протяжении многих лет она ездит по прифронтовым районам Новороссии в составе концертных бригад, выступает перед бойцами на передовой, навещает раненых в госпиталях, является постоянным участником фестиваля «Звёзды над Донбассом». Именно об этом она рассказывает в ходе встреч с читателями, полагая, что книжки её расскажут о себе сами, а вот правду о том, как живёт и борется Донбасс, необходимо нести, как светоч.
Верным спутником Марии Васильевны во всех поездках являются изготовленные ею собственноручно гусли. На них она играет и поёт, считая главной своей задачей вызвать у слушателей улыбку. И это ей удаётся. Сыграла она и в Новосибирске. Также она показала обгоревшую и покоробленную от воды собственную книгу, взятую с полки книжного магазина в Донецке, прицельно поражённого несколько лет назад вражеской ракетой.
- Вот что они хотят убить, вот во что они стреляют - в русский язык, в нашу культуру. Вот за что мы все сейчас воюем.
Впечатлил рассказанный ею мариупольский анекдот. Как известно, в штурме Мариуполя в 2022 году активное участие принимали бойцы чеченского спецназа. И вот мирные жители сидят в подвале, наверху который день грохочет стрельба, взрывы. Продуктов нет, вода на исходе, людей охватывает отчаяние, и тут у входа в подвал они слышат клич: «Аллах акбар!». Все кинулись обниматься: «Слава Богу, русские пришли!».
На перекрёстке жанров
Ольга Погодина-Кузмина является не только автором нескольких романов, среди которых «Уран», трилогия «Новые русские», но и, причём даже в большей степени, выступает как драматург, автор либретто и киносценариев. Её фамилия присутствует в титрах полутора десятков отечественных картин, среди которых такие, как «Герой» (с Димой Биланом в главной роли), «Холоп», «Облепиховое лето», где роль иркутского драматурга Александра Вампилова исполнил Андрей Мерзликин, «Золото Умальты» и другие.
Перед участниками совещания Ольга Леонидовна выступила с лекцией «На перекрёстке жанров. Кино, театр, литература». Она рассказала о собственном творческом пути и некоторых нюансах, которые необходимо учитывать на пути к успеху в литературе и при сотрудничестве с представителями кинобизнеса. Если писатель - одиночка и может написать в своей книге всё ровно так, как сам считает нужным, то кино - это работа коллективная, там необходимо уметь идти на компромиссы.
В качестве примера Ольга Леонидовна рассказала «хабаровский анекдот», который не попал в окончательную версию авантюрно-приключенческого фильма «Золото Умальты». Дело в том, что фильм был снят при финансовой поддержке правительства Хабаровского края. По сюжету, соседка по купе спрашивает у попутчика: «А правда, что у вас в Хабаровске медведи по дорогам ходят?». Тот саркастически улыбается и отвечает: «Неправда. Нет в Хабаровске дорог!». Шутку при согласовании попросили исключить.
Но всё же Ольга Леонидовна уверена, что именно литература, именно книга является главным инструментом осмысления времени, его фиксации в истории. В этом с писательницей полностью солидарен литературовед, критик, кандидат философских наук Михаил Хлебников, возглавивший редакцию журнала «Сибирские огни» после смерти Михаила ЩУКИНА.
Связующая нить
В ходе писательского семинара были разобраны рассказы и отдельные главы из крупных произведений, представленных участниками. Мастера дали сибирским писателям свои рекомендации, которые непременно пойдут на пользу, в первую очередь читателям. Рассказ Сергея Ночевного, несмотря на остроту поднятых тем и неоднозначность сюжетных приёмов, был принят коллегами тепло. Ольга Погодина-Кузмина отметила, что в случае публикации и компетентной экспертной оценки рассказ может достаточно громко прозвучать в современной литературе, стать событием. Поживём - увидим.
Завершил работу совещания круглый стол «Приключенческая литература: тупик или жанровая эволюция?». Представители журнала «Сибирские огни» посетовали на то, что сейчас литераторы не могут предложить произведений, равных по силе воздействия тем приключенческим произведениям прошлого, на которых вырастали поколения. Никто так и не написал новый «Остров Сокровищ» или «Тимур и его команда».
Сергей Ночевной не согласился с категоричным мнением, что приключенческих романов сегодня не пишут вовсе, приведя в качестве примера ангарского писателя Дениса ГЕРБЕРА, автора нескольких замечательных приключенческих романов.
- Возможно, такая литература просто не может попасть к читателю? И тут следует задать встречные вопросы так называемым толстым журналам, занимающимся популяризацией литературы, издателям. Отсутствие широкой популярности региональных писателей может быть обусловлено именно их региональностью, - парировали журналисты. - Одни пишут про Прибайкалье, другие помещают своих героев на Камчатку, третьи прославляют Русский Север. Все такого рода произведения по-своему хороши и интересны, но зачастую пробуждают повышенный интерес только среди жителей описываемых географических локаций. Необходим универсальный сюжет, некая нить, способная объединить и увлечь читателя вне зависимости от его места жительства.
В целом же ослабление интереса к литературе заключается в том, что сегодня книге приходится выдерживать очень серьёзную конкуренцию с другими источниками развлечения и информации - интернетом, играми, сериалами, кино. Но всё же литература жива и всё ещё способна вести за собой. Примеры этому мы видим и сегодня. Кто знает, может быть, и кто-то из участников совещания ещё скажет своё Слово.
Сергей АЛЕКСАНДРОВ
Фото из архива Сергея НОЧЕВНОГО