Три волны Ирины СЕРГЕЕВОЙ. Известная ангарская журналистка рассказала о радио и не только

Ангарские Ведомости

Наши читатели наверняка обратили внимание, что почти все фотографии в номерах газеты сделаны Ириной Сергеевой. Да, это она, та самая Ирина Сергеева, которую многие из нас знают и любят уже много лет.

Первая волна
- Мало того что я один из первых дикторов ангарского телевидения, я ещё и один из первых радиодиджеев Ангарска. В середине 90-х благодаря работе на телевидении я была достаточно известным в городе человеком. В тот период появилось радио «Автос», и его учредитель Борис ЖИЛКИН позвал меня попробоваться на диджея. Если это был брошенный судьбой вызов, то я не спасовала. И не прогадала! Оставшись один на один с микрофоном и со всем остальным миром, в который я могла проникать только своим голосом, я поняла, что мне это жутко нравится. Так первым радио, которое вошло в мою жизнь, стал «Автос».
- А в чём был кайф, что именно понравилось?
- Это был драйв, это было творчество, приносящее много адреналина. Когда мы начинали работать, у нас не было музыкального редактора. Стоял пульт, имелось огромное количество дисков. Компьютера тогда ещё не было. По сути, я могла ставить любую музыку, какую захочу. Конечно, диджеи не были совсем безбашенные, мы прекрасно понимали, что нужно, чтобы нас слушало как можно больше народа. Это не был эфир исключительно любимой музыки Иры Сергеевой или Алексея Кузьменкова. Были хиты того времени - и российские, и зарубежные. И была свобода - каждый эфир был не усреднённый, а человеческий, авторский. Просто включив и послушав полчаса, даже не слыша голос диджея, можно было понять: это Сергеева в эфире. Для меня это был полный кайф. Когда появился музыкальный редактор и всё пошло по компьютеру, работа диджея из творчества превратилась просто в работу. Я быстро потеряла драйв и ушла оттуда.
- Получается, удовольствие давала только музыка?
- Музыка и общение. Те, кто слушал радио «Автос» в те годы, наверняка вспомнят тандем Сергеевой и Трофимова. Наверное, мы первыми в Иркутской области начали помаленьку подстёгиваться в эфире друг над другом. У Андрюшки было замечательное чувство юмора, я тоже старалась держать марку, и это было интересно, люди любили это, нам постоянно пачками письма присылали.
Новый день
- На радио «Новый день» вы были уже не просто диджеем, а директором.
- Это было муниципальное радио. Мэром тогда был Андрей КОЗЛОВ. Он очень любил джаз и хорошо общался с моим мужем Юрой НИКУЛИНЫМ, который вёл программу «Час джаза». И вот он предложил нам поработать на радиостанции, сказал: сами решайте, кто из вас будет директором. Юрка сказал: будешь ты.
- Какая-то стратегическая задача сверху была спущена?
- Делать больше программ про Ангарск, конкурировать, расширять охват. Но в целом это опять была свобода. Мы с Юрой взяли на себя смелость оказать влияние на музыкальный вкус наших радиослушателей, поменяли контент. Музыка на волне звучала разная. Критерий был один: это была лучшая музыка лучших времён. У нас были, допустим, советские песни 1940-50-х годов, в то же время могли звучать джазовые композиции, хороший рок, какие-то русские песни. Не было только откровенной попсы. Плюс, конечно, появились интересные тематические программы. Юрка вёл «Час джаза», который он начинал ещё на «Автосе». У меня была программа, которая называлась «Пять минут с «Битлз», в которой я первая в России рассказывала о каждой песне «Битлов»: как она записывалась, какие-то интересные факты, потом мы эту песню слушали.
Мы сделали очень интеллигентное радио. Это было время, когда в Ангарск приезжало много джазовых музыкантов. Во многом это происходило благодаря моему Юрке. Когда заходил разговор о радио, когда именитые гости знакомились с мэром, у них оставалось впечатление, что Ангарск - очень хороший город. Если мэр любит джаз, это ведь многое говорит о человеке, о его отношении к жизни, к делу. Радио было одним из позитивных брендов Ангарска. Нас знали далеко за пределами города.
- Почему закрыли станцию?
- Всё банально. Вышел указ, что в России муниципалитеты в качестве средств массовой информации могут иметь только газеты и телевидение. Радио из списка было вычеркнуто. Вот и всё.
Золотые вершины
- Вы очень тепло говорите о джазе. Он даёт вам что-то, кроме того, что его просто приятно слышать?
- Джаз - это мы сами в лучшие наши часы. Не помню, кто сказал, но мне это нравится. Джаз бывает очень грустный, бывает весёлый. Более того, он всегда разный, даже когда слушаешь одно и то же произведение, допустим, «Караван» Дюка Эллингтона. Один оркестр играет так, другой - совсем иначе. Благодаря этому ты в какой-то момент понимаешь, что не надо ни на кого злиться, если вдруг что-то не так. Будет новый день, и мир повернётся к тебе своей лучшей стороной, всё разрешится. Джаз - это такая философия, с которой мне хорошо, комфортно.
- Из этой философии родился «Вельвет»?
- «Вельвет» - это коммерческое интернет-радио, которое создал известный предприниматель Сергей ТОКМИН. Он очень любил то, что мы делали на «Новом дне», и захотел дать этому новую жизнь.
- Вещали в прямом эфире?
- Нет, программы транслировались в записи. В плане музыки опять же звучал не только джаз, хотя музыкой на волне занимались два таких джазовых монстра, как мой Юрка и его давний товарищ Василий КУЧЕРЕНКО, музыкальный обозреватель из Иркутска. Они находили какие-то уникальные музыкальные шедевры. «Вельвет» для меломанов был настоящей сокровищницей. Нас слушали, не шучу, по всему миру. Где-то на Буркина-Фасо были слушатели, в Европе. Кстати говоря, на Украине многие слушали. К сожалению, радио оказалось слишком затратной, совсем не прибыльной игрушкой, и Сергей Токмин не смог её долго содержать. Но это было. Это было в моей жизни и теперь навсегда в истории ангарского радио.
- Получается, сейчас чисто ангарского радио у нас не осталось. Город живёт без голоса?
- Соглашусь, что город - это не только бетон и асфальт. Город - живой организм, у него есть душа и, конечно, есть голос. Пожалуй, сегодня эту функцию в какой-то мере выполняют «Ангарские ведомости». Все остальные «голоса» как-то распылились, растворились в соцсетях, ещё где-то.
- На вашу трудовую биографию пришлась не только золотая эпоха ангарского телевидения, если таковой считать те годы, когда местные телеведущие являлись для горожан поистине звёздами. К золотой эпохе можно отнести и ту часть жизни, которую вы отдали ангарскому радио.
- Моё счастье в том, что на этих золотых вершинах я никогда не была одинока. Где-то там оставили свои следы Кирилл ШАЛАМОВ, Оксана ТОМИЛОВА, режиссёр рекламы Серёга СИМУНИН, Юрка Никулин, Саша ПОЛЕВОЙ, который делал исторические программы, Андрей ТРОФИМОВ, Алексей КУЗЬМЕНКОВ, Катя ФАДЕЕВА и многие другие замечательные работники эфира. В плане работы для меня навсегда самым светлым временем останется радио.
- Какое из трёх?
- Все три моих радио, на которых зиждется одно большое счастье человека, который хотел и смог подарить миру частицу своей души.
Беседовал Сергей НОЧЕВНОЙ
Фото из личного архива Ирины СЕРГЕЕВОЙ