Новости
В любом конфликте всегда две жертвы. 30 января - школьный день ненасилия и мира
- Ангарские Ведомости
Когда то и дело появляются новости о школьном буллинге, избиениях одноклассников, расстреле детей в учебных кабинетах, тема взаимоотношений участников учебного процесса становится особенно актуальной. И не всегда дети знают, к кому можно обратиться для разговора по душам так, чтобы об этом потом никто не узнал. Мы поговорили с Ольгой ПОГРЕБНЯК, психологом взрослого и детского анонимного телефона доверия, и узнали, что волнует подрастающее поколение.
- Ольга Ивановна, с какими вопросами чаще всего звонят на телефон доверия?
- За год мы получили более 200 звонков от несовершеннолетних. Треть из них приходится на любопытствующих, которые спрашивают, кто мы такие и чем можем помочь. Вторая по распространённости причина обращения - принятие себя. На самом деле это трудный процесс, которые не всегда успешно могут пройти даже взрослые: позволить себе быть неидеальным, перестать критиковать себя за ошибки и недостатки. Подростку пройти этот путь ещё сложнее, особенно когда рядом стоят мама или папа - значимые в жизни ребёнка взрослые, которые постоянно требуют лучше учиться, посещать несколько секций, приводят в пример более успешных детей и при этом забывают хвалить за достигнутые успехи. Сжимая постоянно эту пружину, знайте, что когда-нибудь она распрямится и может повести себя совершенно непредсказуемо. На третьем месте социальная адаптация: переезд из другого города, перевод в другую школу или класс. На четвёртом - проблемы с учёбой. Как ни странно, любовные отношения на пятом месте по количеству обращений. Проблема насилия - на шестом.
- На что в этом случае жалуются подростки?
- Насилие бывает не только физическим, но и словесным: оскорбление, унижение не только лично, но и в соцсетях, нанесение ущерба имуществу жертвы. Нам чаще всего жалуются на вербальное насилие в виде упрёков, претензий, игнорирования (бойкота) и так далее. Почему подросток становится жертвой насилия? Всё идёт из семьи. У нас обычно существуют два крайних вида воспитания: гипер- или гипоопека.
При гиперопеке ребёнка полностью лишают самостоятельности, всё решая за него: «Ты ничего без меня не сможешь», «Зачем ты надела эту юбку? Она тебе ни идёт»... В таком случае у ребёнка нет своего мнения, он не умеет сопротивляться чужому давлению. Эти дети чувствительны, тревожны, склонны к слезам, у них низкая самооценка. Такие чаще всего и становятся жертвами буллинга, причём не только в школе, но и дальше, например, в семейной жизни.
При гипоопеке ребёнок растёт как трава придорожная, никому не нужный. Такое обычно бывает в асоциальных семьях, где ребёнок зачастую подвергается жёсткому обращению, как физическому, так и вербальному (хотя так бывает и в «нормальных» семьях). И эту агрессию он потом несёт в мир. И вроде не хочется такого жалеть, но он своего рода тоже жертва, ведь человек просто не знает, как самоутвердиться в обществе по-другому.
- Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно, а родители его покрывают и оправдывают такое поведение?
- Ситуации бывают разные. В любом случае ребёнок, как мы говорили выше, это отражение своих родителей, их поступков и действий. То, что он видит в семье, несёт в социум. У нас был такой звонок: мама-агрессор, тиранит свою девочку, а ребёнок демонстрирует случаи насилия по отношению к одноклассникам. В таких случаях учебное заведение может направить ученика на диагностику в медико-психологический центр.
Бывает и по-другому: дети и родители меняются в семье ролями, и из-за страха конфликта родители уступают детям. Вот очень упрощённый пример: в магазине ребёнок бьётся в истерике на полу, и родители покупают ему требуемую игрушку. В подростковом возрасте манипуляции становятся уже изощрённее, вплоть до угрозы суицида.
- Часто ли школы отправляют детей на диагностику?
- Да, случается. Это часть работы социального педагога и школьного психолога, которые работают с проблемными детьми. И один из первых шагов к установлению причин агрессивного поведения - проведение экспериментально-психологического исследования, по итогам которого специалист даст рекомендации, что делать дальше.
Алёна ЗОРИНА
Справка: Школьный день ненасилия и мира придуман в Испании и отмечается в годовщину смерти известного индийского политического и общественного деятеля Махатмы Ганди.
Детский телефон доверия: 8-800-2000-122. Также можно звонить по номерам: 086, 8(3955) 56-49-86.