Понять ребёнка. Ангарчане Наталья и Родион Цыплухины приняли в семью троих братьев из Братского района

Ангарские Ведомости

Вера. Надежда. Любовь
Наталья и Родион знакомы более 30 лет, вместе учились в сельскохозяйственном институте. Когда поженились, на свет появилась Даша. Теперь она уже взрослая, живёт в Санкт-Петербурге, воспитывает сына, который в этом году пошёл в первый класс.

Потом родилась вторая дочка. Вся родня, пока мама Наташа лежала в роддоме, думала и спорила, как назвать девочку. А Наташа решила: будет Надя. Потому что её маму зовут Вера, у Родиона мама - Любовь. Надежда очень логично встраивается в эту цепочку. Сейчас Надя учится в Новосибирске. Младшей дочке Кате - 12 лет, она школьница, увлечения - от дзюдо до игры на гитаре.
- Я никогда не думала, что буду многодетной матерью, - рассказывает Наталья Цыплухина. - Но мне с детства хотелось всех спасать: бездомных животных, раненых птиц. Мечтала даже приют организовать.
Когда выросла, забирала домой брошенных собак, несчастных кошек. Муж никогда не возражал и даже сам завёл в доме... белку! Построил для неё дворец, кормил орешками и ягодой. Дома было уютно, здесь царили любовь и забота.
Дети бывают разные
С ноября прошлого года жизнь семьи резко изменилась. Родион и Наталья решили дать возможность вырасти в домашних условиях ребёнку из приюта.
- Мы хотели взять одного, максимум двух мальчишек близкого с Катей возраста, чтобы одинаково организовывать досуг для всех, чтоб у дочери было больше общения. Я искала сама, - вспоминает Наталья, - хотя можно было обратиться в соответствующие госорганы, стать кандидатом в опекуны, и мне бы помогали. Но я шла своим путём. Смотрела фотографии на сайтах приютов и детских домов. Хорошо, кстати, когда там есть снимки. И вот нашла! Открытые, добрые лица. Мне захотелось узнать побольше об этих детях. Но… их трое, они братья. Если брать в семью, то всех вместе.
Посовещались с мужем, решили, что с тремя будет сложно. Но всё же Наташа позвонила в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в посёлке Зяба Братского района. И тут немалую роль во взаимодействии сторон сыграли специалисты центра. Они тепло отнеслись к желанию потенциальных опекунов поближе узнать о ребятишках, пошли навстречу, рассказали о судьбе и характере братьев. Потом был сеанс видеосвязи, после которого наши герои подумали: нужно встретиться. Съездили в посёлок, пообщались, свозили ребят в батутный парк. Потом забрали их к себе на каникулы. А после решили, что берут всех троих. Оформили документы и привезли детей в Ангарск.
- Мы понимали, что одному ребёнку сложнее адаптироваться в семье, это чуждая для него среда: неизвестные люди, незнакомые помещения, школа или детский сад. А втроём им, конечно, проще. С одной стороны, они держатся друг за друга, а с другой - постоянно выясняют друг с другом отношения. За этими привычными делами они даже не заметили, как обросли друзьями и связями, - рассказывает Наталья.
Открывать новые горизонты
Старшему из братьев, Гене, сейчас 14 лет. Он хорошо играет в настольный теннис, настойчив, каждый месяц участвует в соревнованиях внутри лиги. Среднему, Сергею, 11 лет, он быстрый, скоростной, играет в футбол. Артём - совсем ребёнок, ему 8 лет.
- По характеру они очень разные. Но все хорошо рисуют. Младший ещё перерисовывает, а у старшего чёткие, графически выверенные линии. Артём очень музыкальный - всегда приплясывает, когда музыку слышит. Ходили недавно на концерт баянистов, там танцевали танго. Спрашиваю: «Хотел бы так танцевать?» - «Да». У него сейчас и футбол, и английский, и тайский бокс - танцы впихнуть некуда, - делится Наталья. - Он шесть дней в неделю занят кружками!
Очень ценно, что на пути этой необычной семьи встречаются понимающие педагоги - подскажут, направят. Учитель информатики отправляет родителям записку: «Если у Сергея нет возможности выполнять домашние задания на ноутбуке, передайте ему, пожалуйста, что он может после уроков приходить в класс, я всё объясню - пусть делает». Во время тотальной цифровизации такое предложение от учительницы дорогого стоит. Внимательный классный руководитель, тренер по футболу, репетитор по английскому, к которому ходят все трое.
- Профессионалы понимают, что ребёнок, с которым они имеют дело, неглупый, и могут пробудить в нём интерес к своему предмету, - с благодарностью к учителям говорит Наталья Владимировна. - Приёмному родителю, в данном случае мне, может быть, порой отчаявшемуся из-за очередных неудов, такие люди дают надежду, что не учёба главное. Важно, чтобы рос хорошим, достойным человеком, защитником Родины. И мне нравится, что мальчишки начинают проговаривать: когда я вырасту, я буду тем-то, буду делать то-то, буду жить так-то. Это хорошо, что сейчас у них есть какая-то мечта, которая со временем станет целью, будет их путеводной звездой. И мы с Родионом делаем всё, что от нас зависит, чтобы они в жизни состоялись. Чтобы была цель, были задачи, ориентиры, возможности заработать себе на жизнь, знание, как это сделать.
- Одно время Гене было интересно разбирать машины, - вступает в разговор Родион Александрович. - Я отправил его к своему знакомому, тот пошёл навстречу. Гена пару дней посидел, поковырялся - интерес пропал. Может, понял, что не его. Летом он подрабатывал, чтобы купить себе телефон. Но вообще я никого не воспитываю - ни дочерей, ни пацанов, всё только личным примером. Есть задача - мы берём и трудимся, начиная с мытья полов и заканчивая работой в гараже. Нет, допустим, кровати, но мы можем её сделать. Поехали с Геной, купили доски, обработали, просверлили, прикрутили - и вот кровать. Я целенаправленно показывал ему путь от желания до готового изделия. У нас акцент на то, что не боги горшки обжигают - берёшь и делаешь. «Ой, я не могу!» - эти слова у нас сейчас табу, хотя поначалу звучали часто.
С дочерями у Родиона Александровича было примерно так же: если спустило колесо у велосипеда - надо уметь его подкачать или поменять, и неважно, что ты девчонка. Даша могла кровать в общежитии починить, ремонт сделать, как-то на станке ЧПУ сотворила металлическую рюмку. Надя краны меняла в квартире, у неё вообще с сантехникой дружба. Однажды попросила в подарок хирургический набор, и когда случилась беда с одной из домашних собак, вытащила её с того света, как настоящий врач. Когда отцовские наработки помогают в быту, дочки не скрывают благодарности: «О, круто, это папа меня научил!».
У самой Натальи с её папой, Владимиром Николаевичем ПЕРЕЛОМОВЫМ тоже были очень тёплые отношения. Папа дал многое.
- Он был очень харизматичным, заражал своим примером, мог убедить, наставить. Для папы не существовало разделения детей на чужих и своих, он ко всем относился тепло, по-доброму. И дети его любили. Мама говорила, он мечтал, чтобы у них было много ребятишек. Когда папа ушёл из жизни, я поняла: мне хочется что-то доброе сделать для этого мира, помочь стать счастливыми, открыть новые горизонты не только своим детям, - говорит Наталья Владимировна.
Выход из зоны комфорта
За это лето братья научились плавать, ездить на велосипедах, у них есть скейты, самокаты, лыжи, спиннинги, «дергушки» (удочки для зимней рыбалки) и вся экипировка. Жизнь в семье идёт им на пользу. На днях Гена вместе с мамой Наташей и сестрой Катей вернулись из поездки в Москву и Санкт-Петербург. У братьев теперь есть две бабушки, они могут зайти к ним, пообедать, поболтать, помочь, если надо. Есть у них и родная мама. Она живёт в Братском районе и находится в таком положении, что не может растить своих детей. У всех разные отцы, предпринимаются попытки их найти. Генин папа уже подключился к судьбе сына.
- Надо сказать, что мальчишки нежадные, - рассказывает Наталья. - Если какие-то деньги зарабатывают, могут пойти и купить газировки для всех, печенья. И наши дочери к этой ситуации позитивно относятся. У Кати бывает разное настроение, говорю ей: учись договариваться, находить общий язык. Она мне помогает, какие-то свои доводы приводит пацанам. Каждый из нас покидает свою зону комфорта теперь уже почти автоматически. И в этом тоже хороший воспитательный момент.
Послесловие
На днях губернатор Иркутской области подписал указ о многодетных семьях: теперь у них будет свой праздник. Семья Цыплухиных по факту многодетная. Но согласно региональным законам таковой не считается, а значит, приёмные дети не могут бесплатно питаться в столовой, ездить в общественном транспорте, иметь бесплатную школьную и спортивную форму и много чего ещё. Недавно Наталье Владимировне пришёл ответ на её запрос депутату городской Думы Светлане ТОКОВЕНКО. В нём сообщалось о подготовке обращения в Заксобрание Иркутской области, с тем, чтобы статус многодетных получили также семьи, воспитывающие приёмных детей, переданных под опеку и попечительство. Надеемся, вопрос будет решён положительно.
Светлана ФОМИНА
Фото из архива семьи Цыплухиных