Новости
В день рождения Пушкина А как пишем и говорим мы, носители великого и могучего?..
- Ангарские Ведомости
В преддверии дня рождения великого русского поэта, гордости и символа нашей культуры, актуально обсудить вопросы грамотности подрастающего поколения, чистоты родного языка, будущего современной литературы. Для этого мы обратились к Александре Борисовне КИРИЯК, потомственному преподавателю русского языка. Её мама Альфреда Артуровна ТОМИЛОВА много лет обучала русскому языку иностранных студентов. Сама Александра репетитор русского языка. Она готовит школьников к ОГЭ и ЕГЭ, поэтому сможет профессионально раскрыть эту живую и важную тему.
Что мешает грамотности
Филологи вам в один голос скажут - сегодня с грамотностью у населения большая проблема, и не только у подростков. Первая причина вполне объективная - дети мало читают и не видят глазами того, что написано. Когда мы видим, прочитываем хотя бы бегло текст, то волей-неволей запоминаем.
- Мне очень часто ученики говорят: я не знаю, почему здесь такая буква - не знаю правила, но чувствую, что здесь именно такая буква, или должна быть запятая. Они привыкли видеть. Но есть и другой момент - мне рассказывали родители: дети много читают, но они воспринимают текст как картинку и не фиксируют деталей - ни запятых, ни правописания слов. Заглатывают текст целиком, - начинает свой рассказ Александра Кирияк.
Конечно, роль учителя сегодня тоже кардинально изменились. Ещё лет тридцать назад, если ученик с какой-то темой застрял и получил плохую оценку, то мог её исправить, переписать после уроков под руководством учителя. Сейчас же у школьных преподавателей огромная нагрузка, и, что самое важное, у профессии нет наполненности духовными ориентирами. Сегодня учитель не несёт того светлого, доброго, вечного, что важно для учеников. Учитель сейчас некий элемент в образовательной системе, скорее даже менеджер. Не усвоил учащийся предмет - до свидания. Ищите репетиторов. Родители школьников жалуются: дети скачут галопом по Европам, школьные программы устроены таким образом, что самостоятельно ребята вряд ли что могут усвоить.
- В этом году очень усложнили ОГЭ для 9-х классов. Там есть задание №7, где нужно вставить одну и ту же пропущенную гласную букву в тексте. Но для того, чтобы верно его решить, нужно знать все правила орфографии русского языка за все годы обучения! Там и пре-/при-, и чередующиеся гласные, проверяемые и непроверяемые, и суффиксы... Конечно, основные правила школьники знают, но отстающим очень сложно. Это нереально освоить за год… И в ЕГЭ есть такие задания, которые не имеют отношения к школьной программе. Например, в задании №26 требуется знать виды тропов - парцелляция, эпифора, анафора. Мы о таких услышали только в университете. Что это даёт? Разве все будут поступать на филологию? Очень сложные тексты на типы речи - повествование, описание, рассуждение. Вроде всё просто, но в тексте это так завёрнуто, что сложно разобраться. Задания уровня «Профессор», а детям дают на их решение лишь четыре часа. Безусловно, есть и оправданно сложные задания: расставить запятые, найти исключения. Но сложность некоторых из них - под вопросом. Зачем они выпускникам, которые собираются идти на математический, физический или химический факультеты?- продолжает наша собеседница.
Как вернуть интерес?
Начинать его воспитывать желательно с раннего возраста, потому что чем дальше, тем сложнее наверстать. Подростков уже тяжелее приучить к чтению. Если родители будут настаивать: сядь и прочитай эту книжку - она нужна к завтрашнему уроку, дети будут воспринимать это как давление и агрессию. Заставить тяжело.
- Поэтому, как только ребёнок научился читать, сразу закрепляем это его умение: читаем по вечерам сказки, песенки. Раньше это было в порядке вещей, а сейчас, мне кажется, редко кто из родителей читает с детьми. К счастью, моей дочке повезло с учительницей начальной школы. Она задаёт детям определённое количество страниц в день, чтобы ребёнок прочитывал вслух. И желательно, чтобы родителю. Вот мы едем в школу, и мне Лиза читает, проговаривает исторические слова XIX и даже XX века, нынешние дети их уже и не знают: лиса-плУтовка бежала по просЕке. И я каждое слово, которое она произносит неправильно, поправляю, объясняю, кто такая плутОвка и что такое прОсека, чтобы дочь говорила грамотно. Все ли родители это делают? Наверное, нет. Родители сейчас заняты, куда-то бегут. А на домашнее задание нужно выделить время и без нервов провести его с ребёнком - не орать на него, не торопиться, подумать вместе. Тогда и будет прививаться любовь к чтению.
А ещё можно использовать игровую форму, объяснять ребёнку значения неизвестных слов или имён. Например, рассказать, что Джек Лондон - это не Джек Воробей плюс столица Великобритании, а писатель, автор произведений «Белый клык» и «Маленькая хозяйка большого дома». Но вернуть любовь детей к чтению – это настоящая проблема сегодня.
Хотя есть и обратные примеры. Мама одной из учениц рассказывала, что их дочь читала запоем, ей покупали книги по 2, 3, 4 тома. Она проглатывала всё за выходные и говорила, что ей не хватает. В близлежащем книжном магазине эта семья из-за дочки была постоянным покупателем. За какие-то провинности девочку стали ограничивать в чтении и исключили из её жизни все книги. Девчонке пришлось прятаться. Даже стала распечатывать книги из интернета и носить в школьном рюкзаке огромные, как для докторской диссертации, листы. Сейчас уже выросла, учится в вузе, но читать так и не перестала.
Литература современная. Есть ли у неё будущее?
Дети сейчас ничего не воспринимают, кроме Гарри Поттера или чего-то динамичного. И многого не понимают. Например, что такое жёрдочка, жердь. Мой ученик с фамилией Межов не знал, что такое «межа», «размежевание». А «писаная красавица» и «конченый тунеядец»? Когда старшеклассники ставят эти отглагольные прилагательные в инфинитив, то одни очень осторожно интересуются, а правильно ли они проверяют, а другие падают на стол в приступе смеха, потому что знают значение второго слова только как нелитературное. Жду, когда они просмеются и совершенно спокойно всё объясняю. Всё это некритично, просто нужно учитывать при обучении такие особенности нового поколения.
- Люди, у которых хорошо с физикой-математикой, кто успешно занимается бизнесом, как правило, хорошо владеют и речью, потому что им надо уметь объясняться с коллегами, подрядчиками или заказчиками. Плюс всё же должна работать моторика. Каллиграфия, мышечная память - сигналы от мозга к руке, от руки к мозгу очень сильно влияют на развитие человека. Я даю детям правило, и если они его не напишут своей рукой, а сфотографируют, то не поймут этого правила. Мы же часто замечаем: я не помню, какая там буква, сейчас напишу! Начинаем писать - и выходит правильно.
Что касается современного подхода к изучению литературы в виде аудиокниг, то полезно это только взрослым, сформировавшимся на печатном слове носителям языка. Или если нужно быстро познакомиться с произведением. Грамотность при помощи аудиокниг не повысить. Намеренное коверканье слов в названиях торговых центров, клубов тоже сбивает с толку неокрепшие умы детей.
- Дело в том, что люди воспринимают как правильную печатную информацию или информацию из авторитетных источников. Когда у нас был президентом Михаил Горбачёв, он так часто говорил «азебаржанский», что я забыла, как это слово действительно произносится. И несколько раз обращалась к словарям, к интернету, чтобы вспомнить, как же правильно. Мне тоже хотелось сказать так, как говорил руководитель страны. А надо было «азербайджанский». Когда на рекламных вывесках, в названиях фигурируют написанные огромным шрифтом намеренно исковерканные слова, люди, и особенно дети, начинают воспринимать эту информацию как верную. Например, «Щастье», торговый дом в Ангарске! Или табличка на павильоне: «Кованные изделия». Кованый - это слово-исключение: кованый, клёваный, жёваный пишутся с одной «н». С двумя - если только появляется зависимое слово и формируется причастный оборот. «Кованные в Ангарске изделия» будет с двумя «нн». Или слово «ЛыжЫ» на рекламном плакате! Жи-ши пиши с буквой И - это правило первого класса! Детей учим-учим, а одной такой надписью можно всё свести на нет!
А теперь домашнее задание нашим читателям. Спросите своих детей и внуков, какой день 6 июня отмечает вся Россия? Сразу скажут? Навряд ли…Чтобы ответ на этот вопрос от зубов отскакивал у ребятни и взрослых, нужно день рождения Пушкина сделать государственным праздником. Не иначе.
Светлана ФОМИНА
Фото из архива Александры Кирияк