Картина с маслом

Перед Новым годом помог пожилой соседке поднять сумку на третий этаж.
- С размахом, Валентина Ивановна, к празднику готовитесь, - пошутил по пути.
- Это продукты на каждый день: масло растительное, мука, крупы, сахар. По верной народной примете: индексация пенсии - к повышению цен. На всю жизнь не запасёшься, но немного сэкономлю.
Как в воду смотрела.
В январе продавцы в магазинах в очередной раз навешивали новые ценники. Как и предполагала Валентина Ивановна, с начала года повышение коснулось социально значимых товаров.
Изменение цен еженедельно фиксируют специалисты отдела потребительского рынка администрации Ангарского городского округа. Они ведут мониторинг в торговых предприятиях разных категорий (в супермаркетах, дискаунтерах, на продовольственных рынках) и высчитывают средние цены по городу на продукты питания.
- Сравнение идёт по отношению к предыдущему месяцу: в январе 2025 года по отношению к декабрю 2024-го, - пояснила начальник отдела Наталья ТЮМЕНЦЕВА. - За данный период больше всего прибавили в цене свежие овощи и фрукты: сладкий перец - 29%, огурцы - 24%, виноград - 30%, томаты - 18%, яблоки и мандарины - по 13%. Сказался повышенный спрос в праздничные дни. Традиционный сезонный рост цен от 10 до 30% зафиксирован на овощи открытого грунта: картофель, морковь, капусту; 10-11% - на молочную продукцию: молоко, сметану, творог. Повышение цены на пшеничную муку на 12% повлекло подорожание хлеба и хлебобулочных изделий. Лидером по росту цены в январе стала рыба замороженная - плюс 37% к декабрьской цене. При этом максимальное повышение коснулось рыбы ценных видов.
Самой удручающей для покупателей стала картина с маслом. Сливочный продукт за год подорожал до 1100-1200 рублей за килограмм.
В то же время специалисты отмечают снижение цен по некоторым позициям мониторинга. Вопреки прогнозам соседки, рис и гречка подешевели на 4%, слегка похудели в цене рыбные консервы, говядина и чай. В торговых сетях это связывают со сменой поставщиков.
Производители объясняют повышение цен на продукты питания увеличением расходов на сырьё, акцизы, электроэнергию, транспортировку, упаковку, сложностями с колебаниями курса рубля, ремонтом импортного оборудования. «Пищевая цепочка», включающая все элементы производства продовольственных товаров, получается, действительно, длинная. Однако как её ни выстраивай, завершающим звеном остаётся потребитель. На его плечи ложится немалый груз издержек производства.
- Сдерживать рост цен помогает конкуренция между поставщиками, - подтвердили в одном из супермаркетов. - Каждый производитель устанавливает свою цену на товар. Если один повысил цену на хлеб сразу на 20 рублей, то другой - на 2-3 рубля. Выбор остаётся за покупателем.
Илья ЛИС