Душа народов
Автомобилисты были предупреждены: стихия берёт своё в намеченный час. В субботу улица Ворошилова превратилась в полноводное русло, по обоим берегам которого в согласии нашли себе кров представители разных народов Иркутской области. Всё, как в истории нашего сибирского края.
Фестиваль национальных культур «РЕКА-ФЕСТ» в Ангарском округе проводится уже в третий раз и впервые с таким размахом, при содействии правительства Иркутской области. Ранее ангарский проект получил поддержку Министерства экономического развития РФ в рамках реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Пять пальцев
С полудня на импровизированной улице Дружбы стали собираться жители округа и гости со всего региона.
- В Приангарье проживают около ста национальностей. Для всех Иркутская область стала родным домом. Мы соседствуем, уважая друг друга и свою землю. Мир, который процветает в нашем регионе, сегодня очень необходим всей России, - в приветственном слове подчеркнул мэр округа Сергей ПЕТРОВ.
От истока до устья в этой реке хватало самобытных островков. С самого начала на пригорках сотворилось ремесленное подворье. Звон молодого железа, тёс податливой берёзы, перестук ткацкого станка. Кудесники не только презентовали уже готовые шедевры, но и приглашали всех желающих на мастер-классы.
Сойдёшь вправо - тебя тут же окутает радушием таджикский дастархан (сервированная скатерть или стол с изобилием яств и шансом примерить традиционный халат). Чуть поодаль странника ждёт эвенкийское жилище под названием дю.
- У чукчей похожий дом именовался ярангой. Общего много, но отличия есть, - говорит художник Сергей ПИСАРЕВ. - Эвенки, или, как нас раньше называли, тунгусы, - один из первых этносов, селившихся на берегах Байкала и по всей территории Забайкальского края. За яркую культуру и свободолюбивый нрав эвенков прозвали аристократами Сибири. Что удивительно, все мои родственники по тунгусской линии были казаками.
В это время на другом берегу в своей юрте киргизы угощали каждого путника.
- Гостей мы потчуем разновидностями самсы, популярными лепёшками боорсок и каттама, - рассказывает председатель киргизской диаспоры в Иркутской области Эрмамат ТУРГАНОВ. - Изюминка нашей кухни - национальный бешбармак (в переводе - пять пальцев). Пусть не обидятся другие народы Средней Азии, именно в киргизском бешбармаке мало теста и очень много мяса.
Организаторы подготовили насыщенную концертную программу с участием лучших творческих коллективов региона и не только. Едва оторвёшься от самсы, а на главной сцене уже знаменитый театр эстрады Зоригто и Нонны ТОГОЧИЕВЫХ из Улан-Удэ. Свои шоу они создают на хинди, русском, бурятском и монгольском языках. Стоит преломить хлеб, а зрителей уже радуют артисты государственного ансамбля «Степные напевы» и хореографического проекта Светланы БЕКАРЕВОЙ «Авантаж».
Зыбка для русского, зыбка для бурята
- Ухватом можно орудовать не только у печи. В случае нападения врага таким приспособлением впору ещё и врага «угостить», - рассказывают посетителям музейные специалисты в привезённой из Черемхова реконструированной русской избе. Центральное место у окна занимает стол, на котором представлены традиционные угощения: шаньги, курник и каравай. К слову, основой для выпечки в русских домах Приангарья долгое время служила черёмуховая мука.
- Как правило, гурьбу домочадцев за общим столом собирал 10-литровый самовар, который прежде раздували сапогом во дворе, - окунает ангарчан в сибирский быт заведующая экспозиционным отделом музея истории города Черемхово Мария ГАЛКИНА. - В мужской части избы глава семейства занимался ремеслом: чинил обувь или разбирал рыболовные сети. Женская сторона дома именовалась кутью. Это пространство у печи, рядом с которым часто висела детская люлька - зыбка. Погремушки для младенцев делали из берёсты. Ещё в женской половине избы стоял сундук, в который каждая девочка уже с 12 лет начинала складывать самотканые рушники. Так собиралось приданое.
Взаимопонимание между соседями кроется в мелочах. «Зыбка» - так же называют колыбель и местные буряты.
- В конце XIX века вдоль Китоя и Оды жили отдельные роды бурятов - аймаги. Таких родов насчитывалось девять, - проводит исторический экскурс директор ДК «Одинск» Зоя ЗОЛОТОВА. - Мы народ кочевой, и это можно определить по традиционным предметам обихода. К примеру, на такой прялке раньше мастерицы вязали плотные варежки из овчины, которые выручали в трескучие морозы. А в подобных сосудах сбивали сливочное масло.
Центральное место в бурятской юрте всегда занимал очаг. Огонь оберегает жилище от нечистой силы и злых помыслов, освещает дорогу душам обитателей юрты, странствующим во время сна. С очагом связано немало запретов, от соблюдения которых зависит благополучие семьи. Так, воспрещается касаться огня ножом или другим острым предметом, рубить возле костра. Нельзя сидеть с вытянутыми в сторону очага ногами - это может оскорбить духа огня. Не разрешается бросать в костёр волос, мусор и даже подгнившие дрова.
Другой важный оберег бурятской юрты - порог. Если у славян при входе принято снимать головной убор, то гость, посетивший юрту, должен оставить за порогом ружьё и нож - так человек выражал почитание хозяину жилища. Как порог не пускает злых духов, так и сердце кочевника не раскроется путнику с недобрыми намерениями.
- Жизнь научила нас отличать добро и зло на уровне интуиции, - замечает Зоя Кузьминична. - Но если бурят увидел в путешественнике друга, он сделает всё, чтобы тот вспоминал его семью и очаг его дома с благодарностью.
Каша дождя
Также гости «РЕКА-ФЕСТ» имели возможность поучаствовать в русском хороводе и бурятском ёхоре, а кроме того - продегустировать блюда пяти национальных кухонь. В одной локации собрались и знакомые всем сибирские пельмени с узбекским пловом, и более диковинный бурятский бухлёр с картофлянками. Это блюдо приготовлено руками бабушек народа голендры, потомков голландских протестантов, проживающих в Заларинском районе. Картофлянки - аналог драников. Их сперва отваривают, а после обжаривают, причём обязательно в копчёном сале.
- А мы представляем чувашскую кухню, - орудуя половником в котелке, презентует кулинарный изыск известный повар Ёдгор ЯКУБОВ. - Это каша дождя, которая варится из нескольких видов круп. Наш выбор пал на пшено и перловку. Мы интерпретировали рецепт, сделали кашу более насыщенной. Она готовилась с добавлением большого количества масла, сыра пармезан, кокосового молока и говядины, томившейся 12 часов.
Уже вечером площадь наполнили рок-н-ролльные мотивы вперемешку с традиционными бурятскими напевами в исполнении иркутской этногруппы SHONO, а девушки из уфимской «Узорицы» зажгли попурри из русского фольклора с элементами индийской и электронной музыки. Ярким завершением праздничного дня стало голографическое световое 3D-шоу.
Симфония обычаев, ароматов, музыки и танцев, торжество единения. Этот «РЕКА-ФЕСТ» запомнится надолго.
Максим ГОРБАЧЁВ
Ирина СЕРГЕЕВА