Директор школы №10 Юрий КРАСИКОВ: «НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Я ОТДЫХАЮ»

Школа №10 отпраздновала юбилей - 65 лет со дня открытия. Все эти годы учебное заведение в числе лучших не только в Ангарске, но и в стране! Из года в год Московский центр непрерывного математического образования при содействии Министерства образования и науки РФ включают «десятку» в рейтинг ТОП-500 лучших школ России и ТОП-100 лучших школ по математическому, а также физико-математическому профилю. О том, как на протяжении многих лет удаётся удерживать лидирующие позиции, мы поговорили с директором школы Юрием КРАСИКОВЫМ.

Своя ноша не тянет

- Легко ли быть директором одной из лучших школ?

- То, что школа №10 особенная, я знаю со школьных лет -сам здесь учился. Два моих заместителя - выпускники специализированных математических классов. А вообще у нас в коллективе 15 педагогов из числа бывших учеников. Гордость за школу у нас с детства. Дело не в регалиях и званиях.
Это хорошо, но не обязательно, главное, чтобы ученики чувствовали себя здесь уверенно, развивали свои способности и получали запас знаний, достаточный для продолжения образования.
Для директора ответственность вдвойне. Потому что отвечаешь не только за себя, а за всех, кто переступил порог школы: за учителей, учеников и их родителей. Взрослые приходят сюда осознанно, понимая, что работать и учиться у нас непросто. Нам яблоки на голову не сыплются, здесь каждый день пахать надо. Успех нарабатывается десятилетиями, и слава добывается каторжным трудом. Но это наши успехи, а своя ноша не тянет. - Кем вы себя больше ощущаете - менеджером в образовании или учителем?
- Учителем, конечно. Административной работы много, и директор должен заниматься организацией обучения, но сейчас в связи со сложившимися обстоятельствами веду математику в восьмых классах.
На уроках отдыхаю, радуюсь живому общению с детьми.

Поступление в вуз - 100%

- Когда лучше приводить ребенка в специализированный класс - с 7 лет или когда он сам поймёт, хочет ли заниматься математикой? - Система отбора отработана годами, ничего нового изобретать не надо. В начальных классах дети получают универсальные знания, а затем те, у кого есть способности и интерес к точным наукам, поступают в специализированные классы. - Первоклассников на будущий учебный год вы уже набрали? - Да, запись завершена. В списках дети, которые прописаны на закреплённой территории. - Но в списки учеников попали не все желающие.
- Будет возможность поступить в пятый класс. Согласно положению приём осуществляется по результатам тестирования. Дети, у которых есть способности к изучению точных наук, желание и трудолюбие, смогут учиться в математическом классе. Меня в пятом классе родители привели сюда за руку. - Учиться в школе №10 престижно, но все ли ученики способны выдержать напряжённый учебный ритм? - Мы, со своей стороны, создаём условия для реализации потенциала каждого уче-
ника. Но какими бы талантливыми ни были преподаватели, от учеников и родителей потребуются огромные усилия и усердие. Зато те, кто прошёл через трудности, чувствуют себя в жизни свободно и уверенно. - Каков процент поступления в вузы? - 100%. Но при платном образовании это уже не показатель, важнее процент поступления на бюджетные места в высших учебных заведениях. У нас практически все выпускники поступают на бюджетной основе.

Звёзды над школой сошлись

- Злые языки уже много лет предрекают «десятке» скорый закат. Так и говорят: вот уйдут проверенные кадры на пенсию, и преподавать будет некому.

- Такое может случиться не только с нашей школой, а со всей системой образования. Кадровый голод - это реальная проблема в масштабах страны.
Тем не менее уроки идут, дети учатся, уходит выпуск за выпуском, наша школа работает и сохраняет свои позиции.

- Есть интуиция на ценные кадры?

- Интуиция есть на тех, кого брать не надо. А кто наш человек - это только время покажет. К нам не за зарплатой идут. У нас нет привилегий. Возможностей для поощрения меньше, чем в других школах. Наши ученики активно участвуют
в олимпиадах, показывают достойные результаты. Если в обычной школе 2-3 победителя и призёра, то у нас их много.
Следовательно, поощрительный фонд я должен делить не на 2-3 отличившихся педагогов, а практически на всех наших учителей. Но есть другие критерии успеха. Если получаешь удовольствие от работы, то жизнь удалась!
- Вы сами целенаправленно шли к профессии учителя?

- Нет. В студенческие годы даже не думал о работе в школе. Звёзды так сошлись. Мне довелось работать в Африке. В Эфиопии преподавал математику на английском языке для учеников 9-11-х классов. Среди них были перспективные ребята. Но после революции дела в стране не заладились. В Ангарске работал директором школы №4. Одно время она была самой большой в городе, в ней обучалось 1 647 учеников. Когда предложили возглавить школу №10, согласился. Я сюда, как домой, вернулся.

Если бы я был

- У нас в местной Думе немало учителей. Вы не собираетесь в депутаты?

- Никогда не занимался политикой, не вступал ни в какую партию. Даже в коммунистическую во времена Советского Союза. Сам удивляюсь, как мне без партийной принадлежности позволили выехать из страны, чтобы преподавать за границей. В депутаты не собираюсь, для меня главным делом остается моя основная работа.

- Если бы вы стали министром образования России, что бы изменили в системе образования?

- Прежде всего повернулся бы лицом к простым учителям. Избавил бы их от отчётов, которых у нас несметное количество. Бился бы над повышением окладов. Отменил бы некоторые преждевременные решения в учебных программах. К примеру, об увеличении количества уроков физкультуры при недостатке спортивных залов и преподавателей физкультуры. Повременил бы с введением в школьную программу уроков православной культуры и светской этики.

- Прошла информация, что школе №10 передают здание бывшего профессионального училища по улице Ленина. Для школы это благо или обуза?

- Это благо для центральной части города. Образовательный комплекс начальной школы, который было бы рационально открыть в ныне пустующем здании, закроет потребность для учащихся 1-4-х классов. Его ещё надо отремонтировать и наполнить учебным оборудованием.
Но не стоит затрагивать эту тему, пока нет официального решения. Если оно последует, у нас возникнет повод ещё раз встретиться и сообщить читателям о планах развития школы №10.
Ирина БРИТОВА