Свежий номер
Вода случайных людей не держит
В этом уверен водолаз-профессионал Валерий ЧЕРНЫХ, обучивший за годы своей практики не один десяток курсантов. Двадцать лет он отработал в Забайкальской региональной поисково-спасательной службе, где создавал отряд водолазов. Мы поговорили с Валерием Иннокентьевичем и о работе, и о себе.
- Валерий Иннокентьевич, когда вы совершили свой первый спуск под воду?
- В 11 лет на Иркуте, с перевёрнутым ведром на голове. К этому моменту я уже хорошо нырял и умел плавать. Но, открывая глаза под водой, я ничего не видел. А ведро позволило увидеть дно, растения, рыбок. Это был настоящий восторг! На следующее лето я увидел в магазине маску, трубку и ласты и выпросил у родителей денег на их приобретение. С этого началась моя практика освоения глубин. Болели уши, голова, вода норовила залиться в лёгкие, вызывая удушье и кашель. Пришлось о погружениях на время забыть.
- Так почему всё-таки вы стали водолазом?
- Учителя, родственники, да и я сам видел себя в будущем врачом. Но в 70-е на экраны вышел фильм, который снял Жак-Ив Кусто «Подводная одиссея команды Кусто». «Вот она, моя тема!» - решил я и поступил на биофак Иркутского университета. На факультете быстро нашлись единомышленники, уже имеющие опыт подводных спусков. Одна была проблема: костюма на мой рост - 1 метр 90 сантиметров - не нашлось. Взяли что есть - два человека с трудом запрессовали меня в зелёный гидрокомбинезон. Выпрямиться и разогнуть ноги внутри него я не мог, но всё равно шагнул в тёмную воду Байкала. Не скажу, что получил массу удовольствия: воздуха на вдох не хватало, костюм сильно сжимал тело и стеснял движения. Я чувствовал себя рыбой в консервной банке. Но! Я видел дно Байкала, сокрытое для обычного человека. Наконец-то!
Позже мне удалось найти подходящий по размеру гидрокостюм. К этому времени в НИИ биологии при ИГУ была создана группа водолазов. В Воронежской школе водолазов я прошёл профессиональную подготовку. С этого момента вся моя жизнь была связана с подводными работами. Сначала это была наука, но в трудные 90-е пришлось её оставить. После этого служил в МЧС, занимался спасением людей, выполнял аварийно-спасательные работы, обучал водолазов, лечил водолазные заболевания. В свободное от работы время обучал дайверов, организовывал путешествия в тёплые моря.
- Все ли могут стать водолазами?
- Увы, нет. Есть люди, которые не могут выравнивать давление в воздушных полостях тела (лобные, гайморовы пазухи, внутреннее ухо) из-за анатомических особенностей, им даже в самолёте летать сложно. Следующая физиологическая особенность человеческого организма, препятствующая его работе под водой, связана с опусканием лица под воду. Человек, только появившись на свет, обладает защищающим его рефлексом: как только его рта и носа касается вода, младенец задерживает дыхание. Со временем этот рефлекс пропадает, но, как оказалось, не у всех. Некоторые пришедшие на обучение курсанты не могли продолжать дышать из акваланга, когда с них снимали маску и вода попадала в нос. Такие люди тоже не родились водолазами.
А ещё, чтобы нырять под воду на задержке дыхания или спускаться под воду в акваланге, человек должен иметь натренированное тело. Под водой может случиться много разных ситуаций, когда водолаз может остаться без воздуха. И если он не будет к этому подготовлен, то неприятностей не избежать. Люди, не способные задержать дыхание больше чем на минуту, не смогут стать водолазами.
- На какое время требуется задержать дыхание для работы под водой?
- Точного ответа в минутах на этот вопрос нет. Чем дольше, тем спокойнее водолазу самому. Мой рабочий уровень задержки - 3 минуты, рекордный - 5 минут. Однажды на глубине 50 м мой дыхательный аппарат отказался подавать воздух. В таких случаях выход только один - наверх. Но всплывать со скоростью торпеды ни в коем случае нельзя, можно получить опасное декомпрессионное заболевание. Чтобы не порвать лёгкие, на подъёме обязательно надо выдыхать. Благодаря своей способности задерживать дыхание надолго, я спокойно поднялся до поверхности.
- Что самое сложное в вашей работе?
- Умение ориентироваться в трёхмерном пространстве при полном отсутствии видимости. Для этого водолазу необходимо обладать уравновешенной психикой, ведь если он начнёт паниковать, когда его шланг или сигнальный конец запутается, либо прекратится подача воздуха, то спасти его может только чудо. Водолазные спасательные работы в физическом плане - это такие же работы, как и другие подводные работы. Только спасатели не строят, не ремонтируют, они ищут, деблокируют, поднимают на поверхность тела, живых людей, суда, технику, опасные химикаты, ценные грузы.
- Что интересного вы видели под водой?
- Самое запоминающееся связано не с работой, а с отдыхом. Это глубочайшие каньоны на Байкале. Понравился и потопленный в 1941 году на Красном море британский сухогруз «Thistlegorm». Судно перевозило военный груз: бомбы различного назначения, мины, винтовки, сотни мотоциклов, автомобили и много прочего. Всё это сохранилось и лежит на глубине 30 м. Впечатлил проход арки карстового провала «Blue Hole» и погружение в Большой (Секретный) каньон с пещерами в Мекке дайверов Дахабе.
- Какой случай в работе спасателя больше всего запомнился?
- Ликвидация последствий промышленной техногенной катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года. Я тогда работал в МЧС. Спасатели-водолазы из Хакасии начали работать уже в день аварии и спасли двоих человек, находившихся в воздушных карманах затопленных помещений. Мы прибыли к вечеру следующего дня, и в штабе ликвидации аварии меня назначили руководителем подводных работ сводного отряда водолазов. Для продолжения работ необходимо было откачать воду из машинного зала ГЭС. Но прежде требовалось опустить затворы нижнего бьефа на пороги и прекратить поступление воды. Затворы были завалены обломками бетона, металлическими конструкциями. Сложность заключалась в том, что из-за сброса воды с верхнего бьефа в месте работ течение было очень сильным, пришлось надевать на водолазов двойной комплект свинца, чтоб спасателей самих не унесло. Всё же мы справились, к 5 утра пороги были чистыми, затворы опущены. Вскоре после этого началась откачка воды. За эту работу все мы были награждены медалью «За отвагу».
Дальнейшая работа, казалось бы, сложности не представляла. Но опасность караулила там, где мы её не ждали. 23 августа водолазы из Хакасии стали терять сознание. Причина была в масле, в огромном количестве разлитом по поверхности воды. Мы работали в этом масле, дышали его парами и во время работы, и во время отдыха, поскольку жили непосредственно перед зданием. А масло содержит диоксины. На следующий день после инцидента нас быстро отправили домой, а потом на месяц на лечение и реабилитацию в клинику.
- В ликвидации каких катастроф вы ещё принимали участие?
- Если говорить о крупных, то Иркутск-2, авиакатастрофа АН-124 «Руслан» в 1997 году, авиакатастрофа Ту-154 в 2001году под Бурдаковкой, обрушения зданий, пожары, лесные пожары под Иркутском, в Листвянке. Поиск и подъём утонувших автомобилей из рек -12 штук, на Малом море - штук 15 с разных глубин, на Северном Байкале - 1 штука с глубины 200 метров, поиск и подъём тел пострадавших - вся Иркутская область, Красноярский край, Красноярское водохранилище (вместе с автомобилем), Монголия, озеро Хубсугул. Был инициатором проведения очистки водоёмов в нашем регионе. В основном убирали в Листвянке, также на Ангаре в районе острова Юность, на Малом море.
- Чем занимаетесь после выхода на пенсию?
- МЧС я отдал 20 лет жизни, после работал в ЛИН СО РАН, создал там водолазную службу. В 2022 году пригласили обучать водолазов в Анголу. Сейчас работаю там.
Алёна Зорина