Свежий номер
Сколько лет ангарским соснам. Инженер-таксатор Пётр ВИКТОРОВ: «Вокруг Ангарска не осталось лесов, не затронутых экономическими интересами»

«В Китойской лесной даче в южной части района между реками Ода и Китой одна половина под кедровыми, а вторая - под сосновыми лесами. По рельефу местности и каменистой почве непригодными для распашки», - записано в сведениях о результатах исследований таёжных пространств в Иркутской губернии в 1898 году (Иркутский областной архив Ф. 171, ед. хр. 186).
Нетронутых лесов не осталось
- Куда делись эти многовековые кедровые и сосновые боры?
- Вырубили. В Ангарском городском округе практически не осталось лесов, не затронутых экономическими интересами. Заповедные уголки, где не стучали топоры, не визжали пилы, остались только на охраняемых территориях: по периметру Ангарского электролизного химического комбината, в санитарной зоне санаториев-профилакториев «Родник», «Жемчужина», на базе отдыха «Лукоморье», - объясняет Петр Викторов.
Раньше он был инженером-таксатором, выполнял лесоинвентаризационные и обследовательские работы при лесоустройстве. Среди деревьев ему так же спокойно, как дома, потому на прогулку по Ангарску мы вышли в парк за Дворцом культуры «Нефтехимик».
- Где у нас произрастают самые старые деревья?
- В охраняемой зоне АЭХК со стороны микрорайона Юго-Восточный встречаются лиственницы в возрасте 250-270 лет, с диаметром стволов больше метра. Впрочем, у нас не самые возрастные деревья. В Братском районе довелось видеть лиственницы высотой 47 метров, с диаметром ствола 2,5 метра. Их возраст по приблизительным подсчётам составлял более 400 лет.
- Как вы определяли возраст деревьев без спилов с годовыми кольцами?
- Существует инструментальная оценка при помощи бурава Пресслера. Пустотелым сверлом забуривались до сердцевины ствола, извлекали керн (внутреннее тело дерева) и считали на нём годовые полоски. Этот способ не вредит растению. В случае с четырёхсотлетними лиственницами нам не хватило длины бурава, потому расчёт возраста приблизительный.
- Где в окрестностях Ангарска растут самые высокие деревья?
- Вдоль старого Московского тракта. Не доезжая до поворота на Юго-Восточный, увидите сосны до 30 метров в высоту. Они ещё молодые, им всего по 90-100 лет.
- В парке «Нефтехимика» сосны старше юго-восточных, но в росте значительно им уступают. В чём причина?
- Действительно, в парке сосны невысокие. Это деревья, угнетённые агрессивной городской средой, вредными выхлопами автомобилей, промышленными выбросами. Да и почва здесь не самая лучшая - песчаник. Для интенсивного роста им не хватает питания.
Обратите внимание на две сосны, растущие рядом. Высота деревьев небольшая, примерно 19-20 метров, при их солидном возрасте в пределах 140 лет.
- Как вы определили их возраст?
- Присмотритесь, у одной из сосен была сломана вершина. Скорее всего, это произошло при строительстве домов по улице Ленина в начале 1950-х годов. Просто так надломить вершинку у десятиметрового дерева не получится. В результате ствол разделился на два основных побега. Разница в росте от основания дерева до вилки и от вилки до вершины практически одинаковая. То есть это сравнительно равные возрастные периоды - около 70 лет.
- То есть во дворах старых кварталов, где строители оставляли участки живой тайги, сейчас тоже растут вековые сосны?
- На архивных фотографиях начала строительства города сосновые боры выше трёхэтажных домов. Деревьям тогда уже было около сотни лет.
- Тем не менее тополя, которые в то время высаживали во дворах, ростом не уступают соснам.
- Они тянутся к солнцу, как бамбук, - замечает Пётр Викторов. - Но при этом долго не живут. Срок спелости самого распространённого в нашем городе тополя бальзамического - 61 год, после чего происходит естественный отпад. За это время тополя вырастают до 20 метров в высоту. Таким же быстрорастущим деревом является осина. Растёт в шесть раз быстрее сосны. Но по качеству древесины мягколиственные уступают хвойным породам - у них стволы подвержены гниению. Будь качество древесины высоким, леспромхозы бы озолотились.
Браконьеры боятся народа
- Когда шли самые интенсивные вырубки ангарских лесов - в советское или постсоветское время?
- В советские годы хоть какие-то правила соблюдали, проводили лесовосстановительные мероприятия. Оставляли самые мощные семенные деревья. Вокруг них со временем поднимался подрост. А в 1990-2000-е годы лесные воры эти деревья изничтожили.
Тогда был сумасшедший лесоповал. Люди знают имена, фамилии тех, кто лесной фонд уничтожал, до сих пор их недобрым словом вспоминают.
Беду несли не только браконьеры. В районе Стеклянки был сосновый бор, место красивейшее, Богом хранимое. По берегу Еловки - ёлки, грибы, смородина, брусника. Но в начале нулевых по указке директора лесопромышленного предприятия туда специально запустили красного петуха. После объявили бор погибшим, загнали тяжёлую лесодобывающую технику - не то что деревья, почву уничтожили.
Далеко ходить не надо. Страшные вырубки были в 2017-2018 годы при губернаторе Сергее ЛЕВЧЕНКО и министре лесного комплекса Сергее ШЕВЕРДЕ. В те годы санкционировали массовые вырубки чистых сосновых боров на Одинской, Савватеевской дачах. Лесам бы ещё расти и расти до продуктовой спелости, а здоровые молодые деревья отдавали под санитарные вырубки. Сносили всё подчистую механизированной лесозаготовкой.
Ущерб был нанесён не только лесу, но и кадровому резерву лесхозов. У лесников сил не было смотреть на всё, что происходит, увольнялись. Пётр Викторов тоже ушёл из сферы лесного хозяйства. А душа за лес до сих пор болит.
- Как остановить браконьеров всех чинов и рангов?
- Браконьеры боятся людей. Леса сохранились вблизи посёлков и садоводств, их не трогают. Жители узнают про вырубки - выйдут с вилами, дороги лесовозам перекроют. С чиновниками можно договориться, с толпой - нет. Шум поднимут - до президента дойдёт. За периметром «Лукоморья» на сопках лес спасли, потому что рядом были люди. Но стоит отъехать километров на пять от населённого пункта, уже никого не боятся, стволы вывозят по ночам.
Кедрам - кедрачи, берёзам - березняки
- Можно ли восстановить утраченные леса? Возродить кедрачи, о которых сообщалось в отчётах XIX века?
- Вряд ли. Первичные леса вырубили, освободившаяся территория заросла соснами, берёзами.
Это ещё вопрос: захотят ли вернуться туда кедры? Своеобразная, капризная древесная порода, которую трудно проращивать и сложно вырастить. В пригородных лесах порой встречаются молоденькие кедрушки высотой полтора-два метра. Это кедровки заносят семена. Но не факт, что кедровый самосев превратится в полноценные деревья. Скорее всего, кедрушки погибнут. Они могут выжить только в благоприятных условиях, когда достаточно света, воды, питания, особый состав почвы. Обычно кедровый подрост развивается до 50-60 лет, а потом засыхает. Удача, если единичные деревья сохранятся и начнут плодоносить. Возможно, лет через 200-400 на этом месте возникнет кедровник.
В природе так заведено - лучше всего развивается молодняк, выросший самосевом от родных деревьев. Лиственницы растут на месте лиственничных лесов, сосны - на месте сосновых боров, берёзы - в березняке. Но после сплошной вырубки дело можно исправить только посадкой сеянцев.
Ирина БРИТОВА
Справка
• Общая площадь лесов на территории Ангарского городского округа - 106,9 тысячи гектаров. Это федеральные леса на обслуживании Усольского лесничества, леса Шелеховского военного лесничества и городские. Площадь городских лесов - 3,5 тысячи гектаров.
• Основными лесообразующими породами являются хвойные (сосна, лиственница, кедр, ель, пихта - 60-70% лесной площади) и мягколиственные породы (берёза, осина, рябина, тополь, черёмуха - 40-30%).
• В городском озеленении прижились липа, клён, граб, бук, вяз, но в природных условиях нашей местности они не произрастают.
• Площадь парков и скверов Ангарска составляет 58,43 гектара. Особенностью города является наличие на его территории естественных лесных массивов, которые состоят в основном из сосен и занимают площадь 6,6 гектара.
• Для озеленения городских территорий берут средние по размеру сосны, у которых стопроцентная приживаемость. Уходные работы за ними предусмотрены в течение трёх лет. В рамках компенсационного озеленения новые посадки значительно превышает объёмы вырубленных под строительство.