Свежий номер
«Глыба человеческого характера»
Воспоминания о ней словно высечены из гранита, линии прямые и чёткие. В характере сила, незаурядный талант и удивительное служение профессии. 59 лет Валентина Афанасьевна посвятила преподаванию, из них 46 проработала учителем математики в «десятке». Её ученики были победителями муниципальных, региональных и всероссийских олимпиад. Среди её выпускников более 150 кандидатов математических, физико-математических, экономических наук и 14 докторов наук.
Валентина Афанасьевна приехала в Ангарск в 1960 году после окончания Тюменского педагогического института и через пять лет стала бессменным учителем математики школы №10. Она разработала уникальную систему по формированию математического мышления учащихся. Боролась с общепринятыми стандартами и применяла свою эффективную методику погружения в предмет, которую признавали ученые всероссийского и мирового уровней.
Воспоминаниями о любимом педагоге с нами поделились ученики Валентины Васильевой. В одном из писем её выпускник Дмитрий ПЕРЕВАЛОВ дал ёмкую характеристику своему учителю: «глыба человеческого характера». Такой она и осталась в памяти вчерашних ангарских школьников.
Дмитрий Перевалов, 1982 год выпуска, г. Арсеньев Приморского края:
- В пятом классе нашим классным руководителем и учителем математики стала Валентина Афанасьевна Васильева, и весь мир у меня перевернулся. Она умела зажечь искру спрятанного в душе таланта. Помню, как в начале урока на доске написала несколько задач и говорит: «Кто первые пятеро решат, сразу в журнал пятёрки получат». Потом я уже из спортивного азарта втянулся щёлкать задачки, как любила говорить Валентина Афанасьевна. А потом и красоту математики открыла, как будто дверь в волшебный мир! А ещё Валентина Афанасьевна не любила ставить тройки. Говорила, что оценка «три» у неё ассоциируется с серостью. А она любила всё яркое!
В моей памяти Валентина Афанасьевна остаётся как человек железной воли и характера. Мы учились не по школьным учебникам, а по монографиям академиков и докторов наук, по специализированным математическим журналам. Вспоминаем разные истории и признаёмся в огромной благодарности этому великому для нас и народному для всех учителю!
Пётр ДОБРОВ, 1975 год выпуска:
- Я не стал математиком, но знаю, что Валентина Афанасьевна упоминала обо мне в своих воспоминаниях лишь потому, что я был несколько нетипичным учеником. Она как-то сразу назвала меня комсомольским лидером. В общем-то предугадала мою судьбу, поскольку закончилось это депутатством в Моссовете последнего созыва в начале 90-х. В дальнейшем работал в органах представительной власти города Москвы в качестве советника депутата МГД. В этой профессии очень помогает умение выстроить логику событий, то, чему нас учила Валентина Афанасьевна.
Александр СОКОЛОВ, выпускник 1972 года, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
- Мне посчастливилось с 1966-го по 1972 год учиться в школе №10 в математическом классе, где Валентина Афанасьевна Васильева была классным руководителем. Она, без преувеличения, стала для нас второй мамой - строгой, но справедливой. Главным делом жизни для неё был успех учеников.
К концу восьмого класса мы практически освоили школьную программу по математике и последние два года «оттачивали мастерство». Помню, как в десятом классе нам регулярно на спаренный урок математики давали задание решить вступительный экзамен в МГУ или физтех, на что при поступлении дается четыре часа. В итоге письменный экзамен по математике практически все мои одноклассники легко написали на пять, в какие бы вузы они ни поступали. В 9-10 классе мы также начинали изучать основы высшей математики. Мне лично это очень помогло, поскольку на первых курсах Московского университета, куда я поступил после школы, мне все математические предметы давались очень легко.
Валентина Афанасьевна, в отличие от многих других учителей, искренне радовалась, когда ученик превосходил её в знании предмета и сам мог её чему-то научить, получала огромное удовольствие, когда кто-то предлагал нетривиальное решение задачи.
Наш класс был очень сильным. Из 25 выпускников 9 стали кандидатами или докторами наук, есть успешные бизнесмены, хорошие специалисты в разных областях. И в этом огромная заслуга нашего любимого учителя.
Владимир КАЗАНОВ, выпускник 1965 года:
- Я и мои бывшие одноклассники гордимся тем, что стали первым выпускным классом у Валентины Афанасьевны. А начиналось всё 1 сентября 1962 года, когда в девятый класс школы №28 собирали ребят со всего Ангарска. Валентина Афанасьевна Васильева и Игорь Дмитриевич СТЕПАНОВ первыми приступили в городе к созданию классов с углублённым изучением математики. И вот в этом году юбилей - ровно 60 лет дело, в которое великие учителя вложили душу, ум и жизнь, живёт и развивается. Низкий поклон и вечная память Валентине Афанасьевне и Игорю Дмитриевичу!
Математика пригодилась мне не только при поступлении на факультет прикладной математики в ИГУ. После второго курса я стал военным моряком Тихоокеанского флота. Мой корабль измерительного комплекса обеспечивал полёты космонавтов, проводил траекторные измерения головных частей межконтинентальной баллистической ракеты на максимальную дальность. В 1970 году вернулся с флота и продолжил обучение в ИГУ. Основа всех моих знаний, я считаю и глубоко уверен в этом, получена от моей второй мамы - дорогой мне Валентины Афанасьевны.
Максим ЛИБАНОВ, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор РАН, директор ИЯИ РАН:
- В первую четверть я тратил по 3-4 часа в день на решение задач. Решал не только то, что было задано, но и аналогичные задачи, набивал руку. Я понял, что самые интересные задачи (не только в математике) - это сложные. Чтобы их решать, надо, во-первых, не сдаваться, а во-вторых, надо решить массу простых задач, нарабатывая, как сейчас говорят, нейронные связи («человеческий восторг»). В итоге я «подсел» на решение задач, получая от этого удовольствие. Я стал решать сложные задачи в уме, бегая с друзьями во дворе, играя в футбол или хоккей, иногда даже во сне. Точнее, эти задачи стали решаться сами где-то на уровне подсознания. Я уверен, что без Валентины Афанасьевны моя судьба сложилась бы иначе.
Олег ЕФРЕМОВ, выпускник 1975 года, математик, кандидат физико-математических наук:
- Нашему классу повезло вдвойне: Валентина Афанасьевна Васильева была нашим классным руководителем и вдобавок по возрасту и по сути приходилась нам любящей и любимой «мамой», хотя иногда и становилась строгим, но справедливым «папой».
Валентина (так мы звали её меж собой) умела донести до нас красоту строгости математики, учила нас вскрывать смыслы сложных задач математической логикой и радоваться этим маленьким открытиям. Все, кто прошёл обучение через уникальную авторскую методику Валентины, стали успешны по жизни.
За решение непростых задач в классе победители получали от «мамы» слова восторга и конфеты, а за пофигизм к математике - гром и молнии от строгого, но справедливого «папы» - всё той же Валентины. Валентина умела мобилизировать ученика, то есть научить его концентрироваться и эффективно решать поставленную задачу. Она была учитель и воспитатель от Бога! Люди такого масштаба, как Валентина Афанасьевна Васильева, - бесценное богатство нашей Родины!