Как мы делали новости. Юбилейный марафон телекомпании «АКТИС» продолжается.

Напомним, 16 октября 1992 года была зарегистрирована Ангарская кабельная телевизионная система (АКТИС). Тридцатилетняя история телекомпании сегодня преумножилась новыми проектами, дополнилась традициями, на смену пришел молодой, талантливый коллектив. Но ведь когда-то всё только начиналось.

Редакция телекомпании середины 90-х напоминала пчелиный улей. Всё вертелось, жужжало, записывалось, монтировалось, выдавалось в эфир. Рекламные ролики снимали как мини-кинофильмы: кастинг артистов, должна быть идея, сценарный план, драматургия кадра. Без этого никак, в противном случае оператор Владимир ДАВЫДОВ, имевший опыт работы на Иркутской студии кинохроники, пошлёт куда подальше, откажется снимать и будет сокрушаться, что молодёжь уже не та.
Ведущие бормочут: «Лавировали, да не вылавировали», иначе тот же Владимир Давыдов отругает, отправит учить текст и ещё раз напомнит про то, где должны работать такие «балбесы». А эти «балбесы» брали Гран-при, побеждали на всероссийских конкурсах и ездили учиться в Школу телевизионного мастерства Нины Зверевой.
В то время было огромное желание отличаться от других, иметь своё лицо и авторский почерк. На этой волне и создавалась программа новостей «Местное время» её автором Николаем ЗАГУРСКИМ. Молодой отчаянный журналист отправился тогда в качестве репортёра в командировку на вторую Чеченскую, в гущу событий. Привёз уникальный фронтовой фильм и горячее стремление работать ещё лучше.
Выпуски давали в эфир не только ежедневно, а ещё и дважды в день: утром и вечером. Ничего «прокисшего», заурядного и неактуального - таков был принцип работы редакции информации.
Вспомнить, как это было, и ещё раз перелистать страницы истории телекомпании «АКТИС» мы попросили журналиста тех лет Надежду БАРАНОВСКУЮ.
- Надя, как ты пришла в АКТИС?
- В АКТИС я попала в августе 1998 года. Сложные времена были: только что случился дефолт, работу трудно было найти. Привёл меня в телекомпанию мой друг Дмитрий ВЛАСОВ, который тогда работал там оператором. И Николай Загурский, руководитель Ангарской службы новостей, почему-то сразу взял меня - сначала журналистом (хотя образование у меня было музыкальное, а вовсе не журналистское), а чуть позже и ведущей информационной программы «Местное время».
- Трудно было влиться в коллектив? Не было дедовщины, как порой бывает и в творческих коллективах?
- Коллектив оказался очень душевным и дружным. Нет, никакой дедовщины не было. Наоборот, все старались помочь, давали профессиональные советы, как лучше и интереснее подготовить репортаж. Конечно, многому пришлось учиться: где искать темы для сюжетов, как за пару минут коротко и точно рассказать в репортаже о том или ином событии. Николай Загурский всегда говорил: «Текст новостийного сюжета должен быть таким, чтобы любая хозяйка на кухне, даже стоя спиной к телевизору, поняла, о чём идёт речь».
Учили, бывало, по-разному. Вот, например, оператор Дмитрий Власов, который выставлял камеру для записи диктора, один раз взял и не сказал мне, что я забыла напудрить лицо. Решил проучить меня за невнимательность к внешнему виду. Хотя сам прекрасно видел, что без пудры оно сильно блестит на экране. Вот и вышла в эфир такая «красотка» с лоснящимся лицом. Зато с тех пор про пудру я никогда не забывала.
- Расскажи про самые интересные темы. Что запомнилось?
- Сюжеты снимали разные, как и в любой новостийной программе. Заседания Думы были самые сложные, объёмные, потому что надо было прослушать всё заседание, вникнуть во все вопросы, а потом ещё и текст написать - желательно не очень скучный и максимально ёмкий. Ездили и на дорожные аварии, и на пожары, на ЧП. Знаете, у нас в офисе телекомпании стояла настоящая полицейская рация. Как уж Николай Загурский договорился с соответствующими службами, я не знаю, но в результате мы были в курсе многих криминальных событий, аварий и ЧП и оперативно выезжали на место происшествия.
Особый драйв - работа в прямом эфире. В новостях диктор работал в записи, поэтому если ошибся, то не страшно, всегда можно переписать. А вот в прямом эфире другое дело: если уж ляпнул что-то, то сразу на весь город, и не перепишешь. Соображать приходилось быстро и ориентироваться в ситуации эфира - тоже.
Из событий очень запомнился первый карнавал в Ангарске, который прошёл в июне 1999 года и был посвящён юбилею Александра Сергеевича Пушкина. Тогда работало несколько съёмочных групп, и мы постарались максимально подробно и интересно осветить это масштабное событие. Стендапы (ведущего в кадре) писали даже на крыше ДК «Нефтехимик». Закончили работать уже ночью. Да, весело тогда было.
- Была ли у вас конкуренция? Соревновались, скажем, с другими телекомпаниями?
- Про конкуренцию особо не помню. Тогда в Ангарске параллельно с АКТИСом работала телекомпания «НТА». Но мне казалось, что мы - самые крутые и всё у нас, в АКТИСе, лучше: и техника, и программы, и, главное, люди. Коллектив наш был как единое целое, как семья. Я прямо бежала на работу, прямо летела на крыльях, потому что было интересно!!! АКТИС всегда был в центре событий, генерировал и воплощал множество новых идей: ночной музыкальный канал Николая СОЛОДКОВА, программа про любителей экстрима «Вездеход» (автор Спартак ЧЕРНЫШ), марафоны «Храму быть», первая в городе ежедневная программа в прямом эфире «Сегодня вечером» и многое другое.
- Чему тебя научило телевидение? Есть опыт, который можно получить только там и нигде больше?
- Самое главное, чему меня научил АКТИС, это дружить. Он подарил мне самых верных и близких людей: Веру РЫЖКОВИЧ, Дмитрия Власова, Надежду ДЫШЛЮК, Альберта ДОМНИНА, Сергея ДОЛГОПОЛОВА. Мы дружим уже более 20 лет, и, надеюсь, дружба наша сохранится на долгие годы.