Красивый класс Светланы ПРОКОПЬЕВОЙ. Трёх стобалльников по литературе и двух по русскому выпустит в этом году школа №27

О первой выбитой своими учениками «сотне» образца 2022 года Светлана Алексеевна узнала из родительского чата. Позже выяснилось, что максимальные баллы набрали ещё двое учеников. На этом удача не отпустила выпускников школы с углублённым изучением английского языка - двое учеников Светланы Прокопьевой получили максимальные баллы на ЕГЭ по русскому языку. Итого пятеро не просто в параллели выпускников, а в одном классе!

- Конечно, радуюсь за детей. Я так давно хотела от учеников результат в сто баллов, что, когда дождалась, отнеслась спокойно. Хотя… Ждёшь одного, а тут пять! Безусловно, радость есть, но я понимаю, что это работа не только моя, но и старания детей, родителей и всего учительского коллектива, стабильного и профессионального. Наши стобалльники - результат совместных усилий,- рассказывает Светлана Алексеевна.
- Это ваши первые стобалльники?
- Два года назад у меня была стобалльница по литературе - Вероника БОНДАРЕНКО, она сейчас учится в МГУ. Выпускники этого года, которые сдавали литературу, безусловно, связывают своё будущее с гуманитарными науками и профессиями. Света ТЮЛЬПАНОВА предполагает заниматься филологией, Сева ДЕРБЕНЁВ пробует поступать в театральное, сейчас сдаёт творческие экзамены в Москве, Соня СОЛОВЬЁВА выиграла олимпиаду Ростовского федерального университета и поступает туда. Ребята, которые получили 100 баллов по русскому языку, - это сильные ребята универсального характера. Катя ДОЛГОПОЛОВА поступает в наш политехнический университет, Егор ХАРЧИКОВ хочет пробовать поступать в Москву. Если говорить о стобалльниках по литературе, они все участники олимпиад: Сева и Света - победители региональных этапов, участники всероссийского этапа.
- Когда вы берёте пятый класс, сразу видите звёздочек?
- Я родителям ещё в самом начале сказала: это очень сильный по составу класс. У меня таких было только два - выпускники-2022 и вот таким же красивым классом были мои первые ученики в этой школе. На протяжении многих лет в классе было не менее 20 ударников. Здесь дети, которые всегда хотели учиться. Атмосфера учёбы, уважения и интереса к знаниям здесь изначально, поэтому, когда класс менялся, костяк хотел учиться. Они дружили, активно участвовали в жизни школы, но учёба для них интересна как явление. Результат всё показал.
- 100 баллов - это удача или закономерный результат каждодневной работы?
- Если бы это был только результат каждодневной работы, стобалльников у нас было бы гораздо больше. Поэтому, я думаю, здесь есть ещё какой-то момент удачи. Кроме всех остальных обстоятельств и условий: работоспособности ученика, профессиональной деятельности самого педагога. У меня во всех выпусках были ребята, которые набирали 98 баллов по русскому. Это одна ошибка в работе. Детей, претендовавших на сто баллов, в этом классе больше, просто кому-то повезло немножко меньше.
- Что вы говорите детям перед экзаменом?
- Когда до экзамена далеко, я обычно напоминаю о том, что мы, педагоги, их достаточно хорошо подготовили, чтобы они могли верить в свои силы. В день экзамена говорю о том, что нужно выкладываться по полной, и желаю творческого вдохновения. А оно появляется тогда, когда ребёнок много работает, не смотрит на время, его ничто не отвлекает: он в полёте, он пишет.
- В чём ваш источник вдохновения?
- В самих детях. Когда я вижу отдачу, детей, которым со мной интересно, это и вдохновляет. Каждый раз, приходя в пятый класс, прежде всего ищешь тех, кому ты будешь интересна. Соответственно и мне будет интересно с ними: группа ребят, в данном случае гуманитариев, любящих читать или чувствующих язык. С них начинается разговор с классом. Остальные постепенно присоединяются.
- Экзамен - это стресс для ученика и родителей. А для учителя?
- Я уже много раз сдавала экзамены. Это как у студента: тяжёлая первая сессия, а потом просто понимаешь, что нужно отработать от и до, - дальше от тебя ничего не зависит. Если ребёнок впитал всё, что ты ему дал: всё понял, дома постарался поработать, не увиливал - значит, он напишет. Первая задача - чтобы сдали все. Получили аттестаты, попробовали поступить в вуз. Для меня это важно, а средний балл уже не так значителен.
- ЕГЭ позволяет объективно оценивать знания ученика?
- 50 на 50, потому что ЕГЭ и любой другой экзамен имеют свои плюсы и минусы. Экзамен проверяет знания, подготовку и собранность. Более весомая и правдивая, я считаю, годовая оценка. Всегда радуюсь, когда ребёнок получил балл выше, чем предполагает его оценка. С годами поняла, что мы не боги, тоже можем ошибаться в оценивании ученика. А по поводу разговоров об отмене ЕГЭ... Нужно идти вперёд, и в этом смысле ЕГЭ не хуже, чем экзамены, которые были раньше. В нём есть свои плюсы: ребёнок сдал один раз и поступает. Разве это плохо? Есть и минусы. Например, в экзамене по литературе, который дети сдают зимой, есть элемент натаскивания, он не выявляет кругозор ребёнка. Нужно, как на олимпиаде по литературе, давать незнакомый текст - прозу или поэзию: выбирай, какой текст ты хочешь анализировать. Вот это было бы интереснее, тогда ребёнок смог бы проявить свои читательские способности и умения.
- Как часто вам в руки попадают незнакомые тексты - книги, которые вы не читали?
- Нечасто, потому я сейчас очень мало читаю, если говорить о незнакомом тексте. Очень много работаю на углубление своих знаний по классической литературе, а вот так для себя и души получается очень редко.
- Можно ли приучить ребёнка к чтению?
- Слишком много мы хотим от учителя, если думаем, что он научит желанию читать. Как и любому учителю литературы, мне хочется, чтобы каждый ребёнок в классе читал, но это вопрос, который решать должна не только я. Если судить по собственным детям, то скажу так: если в семье читают, то и дети читают. Если семья не читает и после ремонта выбросила все книги на помойку или отвезла куда-то, чтобы не захламляли дом, то ребёнок будет читать только наперекор каким-то жизненным обстоятельствам, а так нет, не будет. Всё время должен быть пример: учителя, папы, мамы, подружки, того, кто зачитывается книгой, - тогда и будет возникать интерес.
- Почему вы решили стать учителем, почему выбрали этот непростой и не всегда благодарный труд? Как удалось не уйти из профессии в тяжёлые годы?
- Труд тяжёлый, но благодарный хотя бы потому, что я каждый день прихожу на урок к детям, а они несут в себе столько позитивной энергии!.. Благодаря детям мы стареем чуть медленнее. А пришла, потому что у меня были прекрасные школьные педагоги и мама, воспитатель детского сада. Первый класс, который я хорошо помню, у меня был в школе №6. Я взяла их с пятого класса. Симпатичный класс, мне с ними было интересно. Но вскоре мы расстались, потому что я ушла в декрет, а потом начала работать с учениками школы №27. Каждый класс по-своему интересен, у каждого своё лицо. Нынешний мой выпуск - редкое сочетание творчества и интереса к учёбе.
- Вы говорили, что всегда мечтали о стобалльниках. Теперь у вас их пять в одном классе. Что дальше, какая мечта следующая?
- Самое хорошее - закончить профессиональную карьеру и водиться с внуками. Красиво же! Потому что повторить такое было бы сложно.
Наталья СИМБИРЦЕВА
Любовь ЗУБКОВА