В профобразовании ждут перемен. Как вытащить профессиональное образование из финансирования по остаточному принципу

В нынешних экономических условиях, когда речь идёт о развитии отечественных предприятий, на первый план выходит кадровый вопрос.
Согласно аналитике, до 2032 года на предприятия Иркутской области потребуется 292 тысячи человек. Из них только 27,2% - выпускники с высшим образованием, остальные - специалисты среднего звена, но с их подготовкой возникает немало проблем. Реальную картину обсудили на круглом столе Законодательного Собрания «Региональная система среднего профессионального образования: состояние и проекты развития».


В разговоре приняли участие спикер Заксобрания Александр ВЕДЕРНИКОВ, депутаты, представители профильных министерств и муниципалитетов региона.
По словам министра труда и занятости Иркутской области Кирилла КЛОКОВА, высокая потребность в кадрах отмечена в Иркутске, Ангарске, Братске, северных районах региона, что обусловлено развитием производственной сферы и реализацией инвестиционных проектов.
Как прокомментировала заместитель мэра Ангарского городского округа Марина САСИНА, на нашей территории наиболее востребованы кадры на предприятиях химической промышленности, в строительстве, образовании, здравоохранении.

Надо отметить, что выпускники школ и их родители отреагировали на изменения на рынке труда. Это раньше стремились стать юристами и экономистами, а сейчас чаще выбирают среднее профессиональное образование. Тем не менее после обучения в техникумах, колледжах не все могут найти работу по специальности, а работодатели остаются недовольны квалификацией молодых специалистов, их мотивацией к труду.
- Чем глубже погружаемся в эту тему, тем больше понимаем, как много проблем скопилось в сфере среднего профессионального образования. Это устаревшая материально-техническая база, нехватка общежитий, дефицит педагогических кадров, - отметил Александр Ведерников.
Ангарск в этом плане не исключение. Учебные корпуса были построены ещё в советское время, руководство учреждений профобразования старается поддерживать их в достойном состоянии, но время берёт своё. Сейчас в капитальном ремонте нуждается здание Ангарского филиала Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма.
- Сложно назвать современными условия обучения в Ангарском медицинском колледже, - замечает Марина Сасина. - Учебные аудитории находятся в приспособленных помещениях бывшего жилого дома. На общей площади порядка 2000 квадратных метров обучаются 460 студентов. Нет своего общежития.
Это при огромной востребованности медицинских кадров. В настоящее время учреждения здравоохранения Ангарска укомплектованы средним медицинским персоналом на 70%. При таком показателе другие территории нам завидуют. Как было отмечено на круглом столе, в этом году Черемховский медицинский колледж выпустит 83 специалиста, а на них уже 500 заявок. Спрос превышает предложение более чем в 5-6 раз.
- В условиях современной экономики повышаются требования работодателей, соответственно, должна меняться, развиваться и система подготовки специалистов. Конечно, в один момент решить все проблемы невозможно, но в программе развития образования Иркутской области нужно уделить больше внимания среднему профобразованию, - подчеркнула депутат Законодательного Собрания Ольга БЕЗРОДНЫХ.
Что необходимо сделать, чтобы переломить ситуацию? Ответ на этот вопрос дал Александр Ведерников: «Вытащить среднее профессиональное образование из финансирования по остаточному принципу».
Это значит развивать материально-техническую базу учреждений среднего профессионального образования. Заменить устаревшее учебное оборудование на соответствующее требованиям современного производства. Вести обучение по действительно востребованным специальностям. Развивать систему целевого обучения кадров и дальнейшего сопровождения выпускников. Особое внимание уделять закреплению специалистов на территориях, обеспечивать их жильём, подъёмными.
- Квалифицированные работники - актуальная проблема не только для системы профобразования, но и для работодателей. Руководителям предприятий нужно обеспечить производственную практику, чтобы заранее выбрать перспективных молодых специалистов, - замечает Марина Сасина. - В школах мы продолжим профориентационную деятельность, будем создавать профильные классы, чтобы ребята заранее могли определиться с будущей профессией. Только системная работа позволит достичь конкретных результатов.
Марина ЗИМИНА