Свежий номер
Два дня рождения в году. Анастасия ТЮТРИНА о пути к победе в конкурсе «Учитель года - 2022»
О людях, рождённых 1 апреля, в гороскопе говорят, что у них маниакальная любовь к тонкостям профессии. Для того чтобы привести начатое дело к успешному результату, они не жалеют сил, энергии и времени. На первый взгляд кажутся робкими и застенчивыми, но, приглядевшись внимательнее, отмечаешь, насколько они позитивны и доброжелательны. Всё в точку! Всё о ней, победительнице муниципального этапа конкурса «Учитель года - 2022», преподавателе английского языка школы №38 Анастасии Тютриной.
Вызов самой себе
- Сразу после объявления результатов вы сказали, что в начале конкурса думали занять десятое место среди одиннадцати участниц, и нормально. В итоге заняли первое. Были не уверены в себе?
- Всем страшно выйти из скорлупки и поставить перед собой высокую цель - одолевают сомнения: достигнешь ли? Решение подать заявку на конкурс - вызов самой себе. Сначала пришлось перебороть страх и неуверенность, а когда вышла в финал, сыграли лидерские амбиции.
- Вы знали, с кем будете соперничать в конкурсе?
- Нет. Каждый заявляется самостоятельно. Информацию о количестве участников и их имена узнаём только на открытии.
- Есть возможность в течение конкурса отслеживать, кто на каком месте в рейтинге?
- Жюри держит интригу до оглашения результатов, тем более наш конкурс проходил в дистанционном формате. Мы посмотрели на экране визитные карточки друг друга, защиту семинаров, уроков, классных часов и вместе участвовали в мастер-классах и на публичных выступлениях, могли составить общее представление о других участниках. Но в основном борьба шла с самим собой. Каждому человеку свойственно показать себя с лучшей стороны, поэтому все старались выполнить задание по максимуму.
Положение в рейтинговой таблице могло измениться в любой момент. К примеру, за проведение семинара начислялось 35 баллов, а за открытый урок - 100. Если урок не получился, можно скатиться в нижнюю часть списка, несмотря на успехи на начальном этапе. Предсказать что-либо было невозможно. К тому же записи открытого урока и внеурочного мероприятия оценивали только члены жюри, участники их не видели.
- У вас с открытым уроком всё было в порядке?
- Если бы! В задании требовалось провести урок в своей школе, но не со своим классом. В ходе записи возникли технические трудности со звуком. Пришлось срочно спасать ситуацию, а после представлять более детальный анализ. Когда столкнулась с проблемами технического характера, подумала: лучше бы я давала открытый урок в другой школе с незнакомыми ребятами, в присутствии жюри, чем переживать дополнительные нервные моменты из-за оборудования. К тому же в записи не чувствуется атмосфера живого урока, когда дети и учитель дышат в одном ритме.
- Как узнали о победе?
- В кабинете директора мы с коллегами подключились к прямому эфиру из Центра обеспечения развития образования. Когда объявили победителя, я ушам не поверила! В душе смятение! Если бы сразу вручили диплом, грамоту, увидела бы, что всё правильно, там моя фамилия. Но все вокруг радовались, поздравляли меня, дарили цветы, конфеты. Это как второй день рождения!
- На вас свалилась популярность?
- На меня обратила внимание пресса: фото в газетах, сюжеты на телевидении, новости в интернете. Но это временное явление. Глобально ничего не поменялось. Сейчас отхожу от напряжения - месяц работала без выходных. К каждому заданию - серьёзная подготовка. Просто так не выйдешь перед жюри, коллегами, нужно достойно представить свои наработки, методические находки. К тому же текущую работу никто не отменял. Муниципальный этап потребовал много времени, часть уроков пришлось пропустить, теперь с ребятами учебную программу навёрстываем.
Проблема с диалогом
- Ваши ученики старательно учат английский язык? Сейчас это универсальная возможность для общения с людьми из разных стран, неважно, выехал ты за границу или переписываешься в чате со школьниками из Англии или Японии.
- К сожалению, новые возможности для общения приняли ещё не все ученики. Я бы отметила недостаточно высокую мотивацию к изучению иностранного языка. Они видят, что их родители живут счастливо, не зная английского. Зачем им напрягаться?
У нас, к сожалению, мало практики общения с носителями английского языка. Дети заучивают то, что предлагает учебник. Однако, имея достаточный словарный запас, зная основы грамматики, они не всегда могут самостоятельно формулировать предложения, высказывать свои мысли на иностранном языке. Встречаясь с иностранцами, стесняются заговорить.
Сейчас важно преодолеть эту грань, выйти на диалог.
- Умение говорить на разных языках помогает вам в общении?
- Конечно. Однажды я возвращалась на поезде из Москвы в Иркутск. В одном вагоне со мной ехали пассажирки: одна из Франции, другая из Тайваня. Попутчица из Тайваня окончила университет в Лондоне, её литературный английский был безупречен. Француженка знала английский на уровне школьной программы, но она говорила много, рассказывала забавные случаи из жизни и при этом не заморачивалась по поводу грамматики, её не волновали правила построения предложений, времена глаголов, она не боялась ошибаться. У неё не было страха оказаться непонятой, и мы её понимали, смеялись шуткам. Я тогда подумала, что наши дети не так открыты, переживают, что их не поймут, высмеют за ошибки.
Я создана, чтобы быть учителем
- Быть учителем - это ваше призвание? Никогда не хотелось сменить профессию?
- Было такое. Несколько лет назад отправила документы на повышение категории, но из-за того, что обученность составляла 99,5 вместо 100%, получила отказ без права аттестации на один год. Зарплата соответственно стала меньше на 30%. После десяти лет добросовестной работы было очень обидно, что одна цифра может так повлиять на результат. Тогда хотелось поменять сферу деятельности, даже искала новую работу. Но сначала решила довести детей до конца учебного года - не бросать же всё в середине. Летом ушла в отпуск, успокоилась, набралась сил, терпения и снова вернулась в сферу образования.
В школе есть свои плюсы. Дети не дают скучать, погрязнуть в рутине. У нас каждый новый день не похож на предыдущий. Я не понимаю, как ежедневно ездить на работу на одном и том же автобусе к восьми утра, ровно в пять уйти, закрыть дверь и до следующего утра забыть про свои профессиональные обязанности. Это не для меня! Учителям постоянно приходится искать новые решения, как сделать уроки интересными, дать каждому ученику такое индивидуальное задание, которое увлечёт его, даст возможность проявить способности. Когда ребята добиваются результата, вместе с ними радуюсь успехам.
Наконец, где ещё отпуск 64 дня и только летом? Проанализировала всё и поняла: замечательная у меня работа, я создана, чтобы быть учителем! А с временными неприятностями справлюсь!
- Ваша школа за последние годы заметно изменилась.
- Школу отремонтировали. Наш директор Олег Викторович ЛЕВЧЕНКО - перфекционист, у него всё должно быть идеально, он другого не приемлет. В кабинетах, коридорах чистота, красота, всё по линеечке. Когда в класс заходит, обязательно парты поправит, чтобы стояли ровненько.
К просьбам учителей относится внимательно, обеспечивает всем необходимым для уроков. Попросила интерактивную доску - выделили, ноутбуки предоставили, русско-английскими словарями, наглядно-демонстрационными материалами обеспечили. В таких условиях приятно учиться и работать.
- В последние годы о школе №38 в городе хорошие отзывы. Ваша победа в конкурсе «Учитель года» - очередной повод похвалить образовательное учреждение.
- Если моя победа как-то повлияла на статус школы, я рада. Впрочем, моя победа не первый успех. В конкурсе «Учитель года - 2019» преподаватель русского языка и литературы Наталья ДЕЕВА заняла второе место.
- Что для вас самое главное в жизни?
- Семья - муж и две дочки. Старшая, Кира, с пяти лет играет на скрипке, сама выбрала музыкальный инструмент, серьёзно относится к занятиям в школе искусств. Кроме того, поёт в ансамбле «Озорники» ДК «Энергетик». Младшая, Таисия, тоже поёт, но она маленькая, мы ещё размышляем, что ей больше нравится.
- Впереди у вас новые испытания.
- Вскоре предстоит представлять Ангарский городской округ на региональном этапе. Какие задания, примерно знаю и постараюсь достойно представить ангарское образование на областном уровне.
Ирина БРИТОВА