Свежий номер
Гнуть свою линию
Ангарск по праву считают довольно самодостаточным и свободным городом. Здесь могут построить набережную с нуля, «продавить» возведение социальных долгостроев, за несколько лет решить проблему очередей в детский сад и открыть ясельные группы для двухмесячных малышей.
При этом наш город остаётся донором для Иркутской области, вынужденным отдавать в бюджеты разных уровней большинство своих доходов. Из более чем тридцати миллиардов рублей, которые мобилизуются в Ангарском округе в виде налогов и сборов, в окружном бюджете остаётся немногим больше двух миллиардов.
21 июня на заседании правления Палаты городских округов Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, которое состоялось в Ангарске, мэр Сергей ПЕТРОВ выступил за установление равнозначных нормативов по налогу на доходы физических лиц для городских и муниципальных округов.
В мероприятии участвовали первый заместитель губернатора - председатель правительства Иркутской области Константин ЗАЙЦЕВ, председатель правления, мэр Иркутска Руслан БОЛОТОВ, а также члены палаты из других муниципальных образований. В онлайн-режиме к заседанию подключился председатель Законодательного Собрания региона Александр ВЕДЕРНИКОВ.
Вопрос урегулирования действующих бюджетных отношений в Иркутской области, установления дополнительных налоговых доходов в бюджеты городских округов стал главным на заседании.
В городском округе жители получают меньше социальных услуг, чем в муниципальных округах
С докладом выступил мэр Ангарского округа:
- Многие муниципалитеты имеют даже не бюджет содержания, а проедания. Должным образом не восстанавливается инфраструктура (транспортная, инженерная), на достойном уровне не содержатся социальные учреждения систем образования, культуры, спорта. Эта картина стала достаточно стабильной в городах, которые, по сути, являются экономической опорой России. Среди таких - Иркутск, Братск и Ангарск.
Сергей Петров озвучил свои аргументы для решения проблемы и предложил установить равнозначные нормативы по налогу на доходы физических лиц для городских и муниципальных округов.
Подготовлен и внесён на рассмотрение регионального парламента законопроект. Документ вносит изменения в областной закон № 74-О3 «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты», вводит понятие «муниципальный округ» и предлагает единые нормативы отчислений в бюджеты.
Сейчас вопросы местного значения и для муниципальных, и для городских округов зафиксированы в рамках одной статьи закона № 131-ФЗ, то есть идентичные. Доходная база местных бюджетов городских и муниципальных округов также идентична как по перечню закрепленных доходов, так и по нормативам отчислений.
Несмотря на это, установлен повышенный норматив отчислений от налога на доходы физлиц в бюджеты муниципальных округов (26,25 %). Это в 2,3 раза больше, чем норматив городских округов (11,5 %), и ущемляет права последних.
- Налог на доходы физических лиц носит ярко выраженный социальный характер за счёт того, что каждый гражданин участвует в финансовом обеспечении государства в соответствии со своими доходами. Средства, поступающие при перечислении налога, аккумулируются в бюджете и затем перераспределяются для решения различных хозяйственных задач (развитие социальной инфраструктуры, финансирование муниципальных программ и так далее). Возникает вопрос: почему житель городского округа получает от муниципалитета социальных услуг меньше, чем житель муниципального округа? - подчеркнул Сергей Петров.
Мэр предложил установить сопоставимые нормативы отчислений по налогу на доходы физлиц в муниципальных образованиях того и другого типа. Это положительно отразится на бюджетах всех городских округов региона, дополнительные ежегодные поступления в местные бюджеты совокупно составят 6 миллиардов рублей. Что позволит обеспечить исполнение вопросов местного значения на должном уровне.
Необходимо искать практические решения и реально работающие механизмы
Руслан Болотов назвал вопрос совершенствования межбюджетных отношений в Приангарье одним из ключевых и добавил:
- Необходимо совместно вырабатывать пути решения проблем, искать практические решения и реально работающие механизмы.
- Мы должны выстроить приоритеты дальнейшей работы. Эта тема не нова. Постоянно обсуждается. И не только на уровне муниципалитетов и субъектов Российской Федерации. Точно так же эти вопросы стоят и между субъектами и федерацией, - подчеркнул Константин Зайцев.
Мэр Черемхово, председатель Ассоциации Вадим СЕМЁНОВ высказал собственную позицию:
- Иркутская область очень большая. Унифицировать и сделать межбюджетные отношения такими, чтобы они устраивали каждое муниципальное образование, очень сложно и даже невозможно. Предложения, озвученные мэрами Ангарского округа и Иркутска, будут эффективно работать на этих территориях, но в малых городах, таких как Черемхово, Саянск, Свирск ситуация другая. Нам сегодня перераспределение налоговых поступлений не совсем выгодно. А предпочтительна помощь из областного бюджета. На самом деле вопрос очень сложный.
Итог по этой теме подвёл Константин Зайцев:
- Инициатива хорошая, но на сегодня нужно провести ряд мероприятий для того, чтобы добиться решения тех задач, которые ставят мэры по поводу уточнения межбюджетных обязательств. Мы договорились, что будем поэтапно идти по этому пути, создадим рабочую группу, которая будет смотреть, как можно все отрегулировать в рамках действующих межбюджетных отношений.
Продолжение следует…
Важно отметить, что это уже не первая законотворческая инициатива мэра Ангарского округа. Поиск новых путей по улучшению жизни в Ангарске идёт постоянно и в разных направлениях. Какие-то инициативы смогли пробиться, к примеру, инициатива «вместо земельного участка - деньги», когда многодетные семьи получили возможность брать свою льготу сразу живыми деньгами. Подробнее мы расскажем об этом в следующем номере.
Некоторые правовые инициативы, которые касаются совершенствования межбюджетных отношений в Иркутской области, пока буксуют. Напомним, что в конце 2019 года Сергей Петров представил законопроект, который позволил бы оставлять в местных бюджетах больше средств, поступающих от налогоплательщиков. Инициатива Сергея Петрова предусматривала повышение уровня отчисления в местные бюджеты на 20% от упрощенной системы налогообложения (УСН) и на 5% от подоходного налога. Если бы инициатива была принята на сессии Заксобрания региона, бюджеты муниципальных районов и городских округов области могли бы получить дополнительные ежегодные поступления. Для Ангарска это 365 миллионов рублей.
Однако останавливаться и оставлять вопросы нерешенными руководитель Ангарского округа не намерен. Работа над этими инициативами продолжится.
Лилия МАТОНИНА