Бегущая по Ангарску

Людмила Михайловна Руденко родилась 1 сентября, в День знаний. Возможно, эта магия цифр предрешила её судьбу. Большую часть жизни наша собеседница посвятила работе в школе, воспитав несколько кандидатов в мастера спорта.
Даже к нам в редакцию женщина прибежала в спортивном костюме. Впрочем, мы начали разговор не с историй о спорте, а с истории Ангарска, ведь отец нашей героини, Михаил Гордеевич РУДЕНКО, помогал Виктору Фёдоровичу НОВОКШЕНОВУ выбирать площадку для строительства Ангарского электролизного химического комбината.

Легенда о цыганском бароне
- Людмила Михайловна, как ваша семья очутилась в Ангарске?
- Ангарска в статусе города тогда ещё не существовало. В ту пору мы жили в закрытом уральском городе, который долгое время назывался Свердловском-44. На тот момент у родителей было три девочки. Мне стукнуло всего два годика, когда папу в 1948 году направили возводить производство в сибирскую тайгу. Вместе с группой профессионалов он помогал Виктору Фёдоровичу найти оптимальное место для строительства комбината.
Мы с семьёй приехали к папе в Ангарск чуть позже. Тогда работала только станция Китой. Стояло два длинных барака: один играл роль вокзала, второй был багажным отделением. На первое время нас поселили в единственный каменный дом в Майске, который больше походил на общежитие. Комната отапливалась чёрной печкой, а на стенке висел телефон, который надо было крутить за ручку. Наш номер - 304. Тогда в Ангарске все телефоны ещё были наперечёт, и телефонистка на коммутаторе с полуслова понимала, что нас нужно связать с папой. Отец уже тогда руководил автомобильным транспортом Ангарска.
Затем мы жили и на улице Соликамской, и на Мичурина. А когда в семье было уже шесть сестёр, да ещё приехали дедушка с бабушкой, папе выделили коттедж по адресу: улица Набережная, 66. По этой улице жили первостроители Ангарска: БАСУРМАНОВ, ЗАПРУДСКИЙ, КИНЯКИН, МИЛЯВСКИЙ и многие другие. Ангарск был маленьким, и все первостроители находились на виду, все друг с другом общались. Мои родители часто ходили в гости к жившей по соседству семье Виктора Фёдоровича.
- Что собой представлял Ангарск тех лет?
- Ангарск заканчивался на кинотеатре «Победа». На том месте, где находится ваша редакция, стояла глухая тайга - мы здесь грибы собирали. Где сейчас располагается улица Чайковского, среди леса мы проводили лыжные соревнования. Трамвай ходил всего по двум маршрутам, автобусов практически не было. Передвигались мы всё больше бегом - активная жизнь была.
Помню, как папа взял нас на первомайскую демонстрацию 1951 года. Тогда она проходила в Майске. Руководители строительства встречали праздничные колонны на деревянной трибуне, которая стояла возле института биофизики. Помню, как мы, школьники, шагали на демонстрациях в нарядных белых фартуках, а в руках у нас были веточки тополей и яблонь.
Ещё помню, как в 50-е мы с девчонками бегали на старое кладбище, возле которого гораздо позже появился 12 микрорайон, и всё кружили возле цыганского склепа. Сейчас его уже не найдёшь - засыпали. А тогда ходили легенды, что внутри на цепях висел гроб цыганского барона. Мы жуть как хотели заглянуть в склеп и проверить, но так и не решились. В те годы вокруг кладбища на километры простиралась тайга. Можно сказать, мы с Ангарском вместе росли.
40 лет не обращалась к врачам
- Как жизнь связала вас со спортом?
- Папа всегда говорил: если некоторые дети рождаются в рубашке, то я родилась в штанах. Среди всех сестёр я была самая высокая. Папа даже брал меня с собой дрова пилить и траву косить. Поэтому неудивительно, что я спорт полюбила. Начала заниматься в 1959 году в детской спортивной школе гороно. Обычно мы выступали на соревнованиях в Майске на стадионе «Строитель». Я регулярно участвовала и в первенствах области. В своё время даже была чемпионкой РСФСР по лёгкой атлетике.
В 1966 году уехала поступать в московский физкультурный институт, откуда меня направили работать тренером в белорусский город Брест. Только в Бресте мне не понравилось. Там зимой снега нет, а для меня лыжи - всё. Вернувшись в родной Ангарск, пять лет отработала преподавателем в медицинском училище. Самое главное воспоминание того времени - поездки со студенческим строительным отрядом на остров Шикотан. Мы трудились на рыбоконсервном заводе. Четыре года так проездили.
- На рыбу с тех пор смотреть можете?
- Рыбу обожаю. И в целом прекрасное было время. До сих пор со многими стройотрядовскими друзьями поддерживаем отношения. После работы в училище я трудилась преподавателем в ряде ангарских школ: 31-й, 36-й, а в гимназии №8 и вовсе 31 год отработала. Мне в жизни повезло. Всюду меня окружали педагоги, влюблённые в свою профессию, учителя физкультуры с большой буквы. Кто-то из них давно на пенсии, кого-то уже нет в живых: Анатолий Георгиевич СЕЛИНВАНОВ, Серго Александрович СЕРГЕЕВ, Валерий Фёдорович КОМОВ, Василий Ильич ДОЛГОПОЛОВ, Валерий Михайлович ДРУГОВ, Ольга Романовна ДАВЫДОВА, Мария Александровна СУББОТИНА, Федосея Фёдоровна ХУЛУГУРОВА, Иван Никитич ШЕМЕНДЮК, Анатолий Яковлевич СЕГИДЕНКО. Каждый из этих замечательных людей был по-хорошему помешан на том, чтобы привить детям любовь к спорту.
Физкультура мне самой многое дала. Я 40 лет к врачам не обращалась. Зато каждое утро обливаюсь чуть тёплой водой, сама себе соорудила тренажёр для пресса и делаю зарядку. А главное, по городу продолжаю передвигаться в основном пешком.
Тут Людмила Михайловна призадумалась, а после добавила:
- А с Ольгой Романовной Давыдовой меня связывали особенно тесные отношения. Это ведь она повлияла на выбор моей профессии. В 1953 году я пошла в первый класс школы №2. Сейчас это здание школы №12. И вот однажды маленькая девочка Люда видит, как по коридору идёт красавица женщина, статная, на высоких каблуках. Оказалось, это учитель физкультуры Ольга Романовна. В тот же вечер я говорю папе, что хочу преподавать физкультуру.
За свою жизнь я многому научилась у Ольги Романовны. Она ведь ещё играла в народном театре «Чудак» и ставила школьные спектакли с учениками. У неё не было родных, и когда Ольги Романовны не стало, я пробежала по её многочисленным выпускникам. Мы собрали деньги и поставили памятник с надписью: «Любимому учителю от благодарных учеников». Я до сих пор ухаживаю за её могилкой.

Непридуманная история
Первая на олимпийской миле
В 1980 году областной комитет физкультуры направил Людмилу Михайловну в поездку на Олимпиаду в Москву. Вместе с другими учителями физкультуры со всего Союза наша героиня в качестве зрителя побывала на большинстве соревнований. Специально для активистов спорта организаторы приготовили отдельное приключение - забег по улицам столицы.
- На стартовой отметке стояло 200 человек. Мы бежали олимпийскую милю - 1980 метров, - вспоминает Людмила Михайловна. - Бежим по Москве, и я не вижу никого впереди. Потом оказалось, что я первой прибежала. За победу мне вручили олимпийского мишку и золотую медаль. Мне на тот момент было 33 года, а в последний раз я участвовала в соревнованиях в 35 лет.

Дмитрий ДЯГИЛЕВ
Фото Любови ЗУБКОВОЙ и из семейного архива Людмилы РУДЕНКО