«Слава, это же наш конь!»

Вячеслава ПРОШИНА знают в Бразилии, Америке, Дании и Турции. Его маски разлетелись по всему свету, он же в отличие от своих героев живёт в Ангарске и уезжать не планирует.
- Мы любим этот город, - в голос заявляют Прошины.
Десять лет назад они встретились, и жизнь не перевернулась с ног на голову, как это принято говорить, а наоборот, всё встало на свои места.
Повод для похода в гости к Вячеславу и Анне Прошиным подсказал календарь. 21 марта отмечается Международный день кукольника, а 25 марта - День работника культуры. И пришли мы с одним намерением: рассказать об ангарском мастере. Но получилось иначе, ведь маски и куклы - история семейная, и выделить в ней лишь одного участника и главного героя было бы не совсем правильно.

Соединили таланты
- Любимых кукол нет, потому что они у меня не хранятся - либо уезжают к заказчику, либо живут в театре, но есть просто наши, домашние. Когда мы с Аней начали жить вместе, придумали такой бизнес - прокат ростовых кукол. Делали на продажу, а несколько кукол давали напрокат, теперь они у нас живут постоянно, - рассказывает Вячеслав.
- Аня, как ты влилась во всю эту кукольную историю?
- У меня принцип такой: поддерживать любимого человека в любой ситуации. Когда мы сошлись десять лет назад, то начали жизнь с нуля. Всё заново. У нас тогда практически ничего не было. Естественно, находили разные способы дополнительного заработка. Так как Слава умел делать маски и кукол, решили всё это дело продвигать. Соединили наши таланты: я всю жизнь работала в рекламе, умела предлагать, а Слава - делать. Даже вопросов не было, понимаешь? Просто нужно было, и делали. Были общие цели: хотелось купить квартиру, землю под строительство. Мы всегда вместе. Мы до сих пор всё делаем вместе. Сверстали буклеты, раскидали, разослали. Так про нас узнали. Тогда сразу заказали столько кукол, что мы не справлялись. Я помогала, моя мама. Все шили. На нас выходили крупные праздничные агентства - до сих пор, кстати, поддерживаем с ними отношения.
- Десять лет назад мы начали всё это более активно развивать. Раньше я брал разовые заказы, а когда новой целью стало приобретение квартиры, воспитание детей, то, естественно, пришлось искать новые ниши. Так-то всё вроде было хорошо - я работаю в нескольких театрах, но этого не хватало, потому что есть кредиты и ипотеки, которые нужно оплачивать. Взялись дополнительно работать, и как-то это всё закрутилось, что я маски потоком делать перестал.
- Почему? Решили заняться чем-то другим?
- Не совсем. Сначала у меня была группа «ВКонтакте», где я принимал заказы, потом появились запросы на видеоматериалы. Просили показать «кухню». Я записал один мастер-класс, бесплатный совершенно, потом второй, третий. А заказы идут, времени записывать нет. Я куклами оформлял Зимниаду, очень масштабное мероприятие. Были моменты, когда у нас вся квартира была в поролоне, а в комнатах жили куклы.
Иностранные агентства предлагали сделать по 50-69 масок, но я физически не могу такие заявки брать, потому что работаю один. В какой-то момент понял, что могу рассказать людям, как создаю маски, показать что-то, объяснить, чтобы могли сделать сами. Предложил записывать уроки за небольшую копеечку - восприняли на ура. И всё! Дело пошло: начал выпускать мастер-классы, сборники. Первые видео отправляли на дисках по России. Тогда их ушло около 220 штук. Когда осознал, что не справляюсь с обработкой - запросов приходит больше сотни в день, организовал автоматическую школу на интернет-площадке. Мастер заходит, регистрируется и пользуется материалами. Может смотреть, скачивать выкройки… У меня единственная школа во всём мире, такого опыта пока нет. Это наше эксклюзивное предложение. Сейчас для меня важно пройти лицензирование, а там посмотрим.
- Нет страха, что люди со всего мира научатся всё делать сами и перестанут заказывать маски у вас?
- Нет. В данный момент мои заказы расписаны на три года вперёд. Чтобы встать ко мне на очередь, люди записываются за три года! Если устраивает - ждут. Почему не боюсь… Потому что не боюсь! У меня сейчас на онлайн-площадке более 70 мастер-классов, продажа их идёт автоматически. В школе более 1000 учеников. Есть люди из Бразилии, Турции, Дании. Многие вообще не говорят на русском языке - просто смотрят видео и пытаются сделать.
Пятачок был первым!
- Как в вашей жизни появились маски и куклы?
- Очень давно это случилось. Наверное, в 1997-м или 1998-м я сделал первую маску. По необходимости. Для спектакля театра «Росток» «Винни-Пух и все-все-все». Пришлось изобретать и пробовать. Хотя у меня и художественное образование, но ни в художественной школе, ни в училище не показывают, как делать маски, поэтому мастерил сам. Как мог. Понимал, что нужно сделать шапочку, а на неё наклеить детали. Экспериментировал! Моя первая маска - Пятачок, потом появились Винни-Пух и остальные герои. Они до сих пор хранятся в «Ростке», но показывать их я не стремлюсь. Не стоит на них смотреть! Получается, что маски делаю больше 20 лет. Сначала создавал их в качестве подработки - денег не было, в образовании не платили зарплату месяцами, а заказ придёт - масочку сделаю и получу копеечку.
- Сколько масок вы сделали?
- Невозможно назвать точную цифру, но приблизительно… 60 в год, 23-24 года… Около полутора тысяч получается.
- Есть герои, за которых вы не возьмётесь?
- Да, это куклы-стриптизёрши, например. К сожалению, у нас люди, как бы это вежливее сказать, встречаются не очень воспитанные - любят пошловатые конкурсы и заказывают таких кукол. Вот от них отказываюсь, а мультяшных практически любых могу сделать. Как только новый мульт выходит, сразу звонят, поэтому я всегда в тренде.
«Наши дети в самых классных костюмах»
- Как умение делать такую тонкую работу помогает в быту?
- Во-первых, на каждый новогодний праздник наши дети в самых классных костюмах. Есть наряд лягушки, который Алисе шили в детский сад, он до сих пор ходит по всем моим знакомым и производит фурор на утренниках. Арсению было чуть больше года, я ему сшила комбинезон, Слава сделал маску зайца… И теперь каждый Новый год наш сын очаровывает окружающих не только своей улыбкой, но и новым костюмом, - говорит Анна.
- Руками-то я всё умею делать. Дом строил полностью сам. Мне мама всегда говорит: «Ты же у меня нормальный творческий человек!», - добавляет глава семьи.
- Как удаётся уживаться двум творческим людям?
- У нас много общих интересов. Аня очень любит музыку, как и я. Совместный бизнес - гостевой дом на «Жемчуге». Общая цель - основа семьи. Кто-то говорит, что невозможно работать вместе. Нет, главное - распределять задачи, чтобы каждый был занят своим делом, тогда интересы не будут пересекаться. Я беру заказы, Аня их отправляет. Её на почте все знают, шутят, что отправляет байкальский воздух - маски объёмные, но очень лёгкие.
- Иностранцы к себе не зовут?
- Звали в Турцию на постановку шоу, но получилось, как в анекдоте: «Какой Голливуд? У меня там ёлки». Я не могу уехать, оставить семью на месяц. Есть предложения по спикерству на разных площадках, и я, скорее всего, соглашусь - мастер-класс в Москве, аудитория около 500 человек. Сейчас активно работаю в онлайне, провожу мастер-классы, в том числе и для международных школ.
- Приходилось ли сталкиваться с мошенниками и желающими подделать ваши маски?
- Есть боты в соцсетях, которые могут раньше меня ответить и дать реквизиты для оплаты, естественно, не моего счёта. Я всегда говорю, что работаю один или с Аней, других людей нет, но заказчики всё равно попадаются на удочку злоумышленников. Иду навстречу, стараюсь решить проблему. Вообще, благотворительностью тоже занимаюсь - дарю видеоуроки. Мастера с Донбасса пользуются моими мастер-классами бесплатно - хочется поддержать людей, им сейчас и так тяжело. Иногда мастерам из детских домов отправляю видео бесплатно. А подделки… Весь интернет наводнён фотографиями моих работ, их подставляют в чужие профили и берут заказы. Недавно с такими воевал.
- А неожиданные встречи с вашими масками случались?
- Да! Как-то смотрели КВН, вдруг видим на экране телевизора маску. Я кричу: «Слава, смотри, это наш конь!» Маска из Ангарска попала к краснодарской команде, они использовали её в своем выступлении. Вот такая история, - делится впечатлениями Анна.
Если посмотреть географию перемещения, то самая крайняя точка, где живёт маска, сделанная Вячеславом, - это Дания. Любят маски от Прошина в Бразилии. Чем ближе карнавал - тем больше запросов. И как бы они все ни хвастались шикарными масками, открывая посылки из далёкой Сибири, мы-то знаем, что художник наш, ангарский. Чтобы увидеть, что талантливый человек может создать из обычного поролона с помощью канцелярского ножа и клея, нам не нужно ждать три года - достаточно прийти в «Театр масок». Так что завидуйте ангарчанам, датчане и бразильцы!
Наталья СИМБИРЦЕВА
Фото Любови ЗУБКОВОЙ