Подвиг по расписанию

Лужа во дворе дома 10 в 188 квартале - явление практически ежесезонное. Только в месяцы суровых зимних холодов бригаде «Водоканала» выезжать на этот участок не приходится. Отдых закончился: весна пришла, двор поплыл. Два дня долбили лёд, отогревали и вручную очищали дождеприёмник.
Достали из-под решётки старые ботинки и стеклянную бутылку, но не они стали виновниками весеннего потопа. Это так, бонус, чтобы посмеяться и разрядить обстановку в бригаде, которая работает без выходных и праздников, для того чтобы ангарчанам не пришлось доставать резиновые лодки и болотные сапоги, чтобы добраться до пункта назначения.

Поплывем?
На балансе администрации числится 112,5 километра сетей ливневой канализации, из них чуть более 40 километров - внутриквартальная, остальное, чуть более 70 - уличная. Для небольшого города это много, потому что к этим 112 нужно прибавить ещё около 100 километров сетей, которые проходят по территории собственников домов. Занимаются обслуживанием системы управляющие компании.
- Вы можете себе представить, какая громада располагается под нашими ногами? Сейчас вся ливневая канализация находится в замёрзшем состоянии. Осенью вода постепенно подмерзает, потому что под землёй минусовая температура, и уже не уходит. Сейчас все трубы представляют собой цилиндр со льдом. Проходимости ноль. Если вода побежит, то пропустить её ливнёвка не сможет. Нужно отогревать, - рассказывает директор МУП АГО «Ангарский Водоканал» Александр АЛЕКСЕЕВ.
Обычно тепло приходит постепенно, снег проседает и потихоньку уходит. В этом году был большой перепад температур - от минусовых значений мы перескочили в приличный плюс.
Ранние тёплые температуры, бешеное количество снега - вот два основных фактора риска. В этом году они объединились. В данный момент у нас назревает очень серьёзная ситуация с ранним снеготаянием. Мы готовим все свои машины и механизмы, как перед боем, перед атакой. Хорошо, что сотрудники понимают: нужно добросовестно отработать и не дать утопить город, - продолжает Александр Алексеев.
От «квартала» до Китоя
Чтобы ливнёвка зажурчала, нужно выполнить два на первый взгляд простых действия - отогреть и очистить. На деле всё сложнее. На объект загоняются две огромные машины. Одна из них заправляется горячей водой.
- Температура воды около 60 градусов. Бочка зимнего исполнения держит тепло. Мы можем полдня ездить, а вода будет горячей. Создаётся реактивная сила - вода подаётся в тоннель, она струями оттаивает лёд и проталкивает его вперёд. Вторая машина нужна для откачки луж, которые образовались, пока ливнёвка была в нерабочем состоянии, - рассказывает старший мастер участка сетей ливневой канализации Сергей ШЕВЧУК.
Талый снег спускается в подземелье, преодолевает лабиринт из труб-тоннелей и оказывается на свободе. Ливневыпуски отправляют её в Китой или Еловку. Чтобы городской снег уходил в реки кристально чистым, муниципалитет начал работу над созданием локальных очистных сооружений.
Работы по отогреву ливнёвки начинаются сразу же с приходом тепла. Как только солнце ласковым теплом прикасается к сугробам, бригады «Ангарского Водоканала» выходят на объекты.
- С начала марта стараемся отогреть дождеприёмники, чтобы принимали талые воды. Конечно, их очень много, поэтому физически не можем успеть. Всё равно работаем практически круглосуточно. Мы делаем всё возможное, чтобы город не плавал. Весной от луж никуда не уйдешь, но стараемся оперативно устранять, откачивать, отогревать, - говорит старший мастер.
Лужа в 188 квартале - не единственное проблемное место. Улицы Рыночная, Космонавтов и Декабристов, Кирова возле Дворца ветеранов, участок возле «Тимура» на Московской - вот лишь часть ангарских «достопримечательностей». Вода очень любит их весной во время таяния снега, летом и осенью - во время дождя. Технику на эти участки заводят в первую очередь. Пока ливнёвку не прочистишь, вода со всех окрестных улиц постепенно будет собираться здесь, образуя транспортный и пешеходный коллапс.
Лужи выдадут лентяев
Замёрзли и те сети, которые обслуживают управляющие компании. Поэтому весна - проверка жилищников на добросовестность. Где вывозили снег, там как-то можно передвигаться. Там, где решили, что само растает, появились природные предподъездные катки. Выходишь из дома, а там подмёрзшие за ночь ледяные бугры - плачь, но иди. Утиным шагом, ползком или ещё каким интересным способом - никого не волнует. Растает! И ведь, действительно, тает. Поэтому днём ситуация ещё хуже - каток превращается в огромную грязную лужу, которую можно либо обойти через соседний двор, либо преодолеть по воздуху. «Водоканал» и рад бы помочь товарищам по несчастью, но у самих работы столько, что на сон иногда времени не остаётся.
- У нас 1676 дождеприёмников, вправо и влево метров на пятнадцать от каждого - глухая пробка. Плюс 2379 колодцев, где похожая ситуация. Будем вкалывать возле каждого замороженного дождеприёмника и колодца. Пока всё до конца не сделаем, не уйдем, - бодрится руководитель предприятия.
Наталья СИМБИРЦЕВА