Строитель с большой буквы

Тот Ангарск, который мы знаем, любим и считаем родным, тот город, который мы каждый день видим из окна, а в часы дальних поездок с тёплой тоской представляем себе в голове, не был бы возможен без этого уникального человека. Под началом Юрия Ивановича Авдеева, большую часть жизни отдавшего Ангарскому управлению строительства, были возведены комплексы химического и нефтехимического производства, сотни домов, десятки социальных и культурных объектов.


С простыми рабочими был на короткой ноге
В молодой Ангарск Юрий Иванович приехал в 1957 году. Он и сам тогда был ещё совсем молодым специалистом, только окончившим Уральский политехнический институт. Голодный до работы парень устроился на предприятие под названием «Почтовый ящик 91». Начинал трудиться десятником на стройке и очень скоро благодаря высокой ответственности стал ступень за ступенью подниматься по профессиональной лестнице. Работал начальником участка, главным инженером, начальником СМУ, заместителем главного инженера, а в 1983 году был назначен начальником Ангарского управления строительства.
По воспоминаниям родных, Юрий Иванович приезжал на работу уже к половине восьмого утра, а перед этим ещё из дома совершал несколько звонков и выслушивал от заместителей доклады о положении дел на стройке. По вечерам начинались новые звонки. Юрий Иванович неизменно приносил работу домой. Даром что крупный начальник, Юрия Ивановича Авдеева было непросто застать в собственном кабинете. Всё потому, что он спешил в эпицентр событий - туда, где кипит стройка. Юрий Иванович любил обмолвиться парой фраз с обычными рабочими, спросить у них совета. Он был твёрдо уверен, что рабочий знает о проблемах строительства конкретного объекта лучше любого инженера из управления.
Японцы остались довольны
АУС имел возможности, которых не было больше ни у одного строительного предприятия за Уралом. Наше предприятие занималось строительством объектов от Хакассии до Читы. Город Саянск был целиком построен Ангарском. В общей сложности под руководством Юрия Ивановича Авдеева трудилось порядка 20 тысяч специалистов.
Вместе с громадными объёмами работ АУС делал и очень редкую для отечественного строительства вещь - добивался высочайшего качества. Во многом благодаря тому, что предприятие занималось возведением стратегически важных объектов на площадке комбината, за которым был жесточайший контроль прямиком из Москвы, весь опыт и навыки ангарчан пошли в ход и на строительстве гражданских зданий.
Показательная история: на рубеже 70-80-х годов на территории Ангарска готовились возводить завод по производству минеральных удобрений. Для этих целей у японцев приобретался на тот момент лучший в мире комплекс «Аммиак-карбамид». Комплекс должен был целиком собираться в Ангарске специально приехавшими из Японии специалистами. У японской стороны были требования к точности изготовления бетонных и металлических конструкций. Эти требования на порядок превосходили те, что были приняты в советской промышленности. Однако точность, которая была принята в Ангарском управлении строительства, оказалась значительно ближе к японским стандартам и вполне устроила иностранных коллег. Кстати, специально для японских сварщиков, монтажников и инженеров недалеко от «Ангарского мясокомбината» была построена гостиница. Строительство этого производства отнесено к категории особо сложных объектов. Но путём невероятных усилий ангарских строителей и иностранных специалистов с применением новейших на тот момент методов организации работы удалось в рекордно сжатые сроки ввести в эксплуатацию сложнейший комплекс.
В скором времени Музей Победы, строительством здания которого также руководил Юрий Авдеев, получит в распоряжение два уникальных фотоальбома. Ценные материалы готовится передать в музей семья Юрия Ивановича. На архивных снимках в первозданном состоянии запечатлены ангарские микрорайоны, бывший ресторан «Баргузин», «Современник» и многие другие здания, возведённые Ангарским управлением строительства. Глядя на эти кадры, становится понятен весь замысел зодчих. Это сегодня многие здания, в отсутствие должного ухода, утяжелённые неэстетичными вывесками, выглядят серо и тускло. Тогда дома не нагнетали серость, а наоборот, создавали ощущение света и лёгкости.
Максим ГОРБАЧЁВ