«ОН БЫЛ НАСТОЯЩИМ ПАТРИОТОМ АНГАРСКА…»

Тамара НОСОЧЕНКО о своем ученике - адмирале КОМАРИЦЫНЕ

На прошлой неделе умер адмирал Анатолий Александрович Комарицын, крупный ученый, профессор Академии военных наук. Скорбела вся Россия, и Ангарск в том числе. Именно в нашем городе Анатолий Александрович родился, окончил с серебряной медалью школу №10 и в 1964 году поехал поступать в Тихоокеанское военноморское училище имени Макарова.

Анатолий Александрович никогда не терял связи с родным городом. Он приезжал в Ангарск для встреч с друзьями, одноклассниками и самой любимой учительницей - Тамарой Михайловной Носоченко. Она тяжело переживает смерть ученика, но тем не менее согласилась встретиться со мной и поделиться воспоминаниями об Анатолии Комарицыне.

- Тамара Михайловна, я знаю, что вы вместе с директором и ветеранами-педагогами школы №10 написали обращение в администрацию АГО с просьбой увековечить в Ангарске память об Анатолии Александровиче.
Вы гордитесь своим учеником?

- Горжусь. И не я одна. Весь Ангарск гордится. Ведь Анатолий Комарицын был профессором Академии военных наук, доктором технических наук, одним из самых компетентных руководителей-гидрографов в мировом сообществе.
У него был девиз «Никто, кроме нас», и через всю жизнь Толя пронес все то доброе, что было заложено семьей и школой: умение уважать и ценить людей, трудиться без оглядки, быть честным товарищем, с уважением и благодарностью относиться к нам, учителям. - С 5-го по 8-й класс вы были учителем Анатолия Александровича. Что-то вспоминается из его школьной жизни?

- Я помню, как класс Толи участвовал в конкурсе исторического моделирования. Ребята делали макет Братского острога. Сами искали материалы, вытачивали бревнышки для острога. А потом, когда смонтировали, вспомнили, что раньше остроги прокладывали мхом. На улице зима - где нам мох найти? Тогда пришел на помощь мой муж Василий Петрович, он ребят сажал в машину и возил в лес, где они рыхлили лопатками снег и доставали мох. За работу ученики получили первое место по Иркутской области. С тех пор с Толей у нас и установилась дружба.

- Окончив школу, Анатолий Александрович продолжал с вами общаться. И это ведь были не просто отношения «учитель -ученик», а нечто большее?

- Когда Толя уже был командиром на Камчатке, у него случилось страшное горе -серьезно заболела мама. Направляясь в командировку в Москву, Анатолий заехал в Ангарск, и врач сказал ему, что мама не проживет больше полугода. И он, разбитый, пришел ко мне в школу. В школе меня не было, я была в администрации. Возвращаюсь из администрации и около Сбербанка вижу идущего навстречу Комарицына. Толя сказал: «Тамара Михайловна, мне не к кому идти, у меня такое страшное горе, а я не могу быть с мамой, меня не отпустят в отпуск и не дадут отгулы». Я его успокоила и обязалась каждый день ходить к его маме. Так и ходила восемь месяцев. А когда увидела, что ей совсем плохо, позвала друга нашей семьи Моисея Борисовича СКВОРЦОВА, ведущего хирурга областной больницы. Он посмотрел Толину маму и сказал, что она больше 10 суток не продержится. Я отправила Анатолию телеграмму, и он прилетел в последний день ее жизни. Успел с ней попрощаться.

- Каким он был человеком?

- Очень доступным, внимательным, непрогибающимся, стойким, с огромной силой воли. Был очень порядочным, умел отстоять свою точку зрения на любом уровне. Его крутой характер проявился, когда Анатолий командовал дивизией флота, и в эту дивизию в конце 1993 года имел неосторожность приехать Борис Николаевич ЕЛЬЦИН. Он приехал не один, а с целым самолетом журналистов. Когда Толя увидел, что огромное количество людей идет по территории, где стоит атомный подводный флот, дал офицерам команду выстроиться в шеренгу, пропустить только Ельцина, а журналистам сказал: «Вам здесь делать нечего!». И всех выгнал. А на следующий день в газете «Известия» появилась статья под заголовком «Некоронованный король Камчатки». Ельцин тут же снял Анатолия с работы, и Толя приехал в Ангарск. К кому? Отец у него уже умер, но у него был еще один авторитет - мой муж, Василий Петрович Носоченко, который прослужил девять лет на флоте, в том числе и во время Великой Отечественной войны. Толя считал его вторым отцом. Они долго разговаривали, Толя рассказал, что ему предложили два места работы, на что Василий Петрович ответил: «Тебе надо идти туда, где ты не будешь соприкасаться с Ельциным, быть подальше от него». И вместе они решили, что нужно принять предложение стать руководителем научно-исследовательского навигационно-гидрографического института в Ленинграде. Толя туда переехал с семьей, и у него началась творческая работу уже на земле, а не на море. -

- Как он руководил этим институтом?

- Был очень требовательным. Ведь ему, как и министру флота, подчинялись все российские флоты. У Толи был стойкий характер, он умел убеждать. Когда он стал работать в институте, начал изучать дно Ледовитого океана и вместе с товарищами создал карту передвижения лодок по Ледовитому океану. А ведь до этого со своей группой подводных лодок он проходил там без всяких карт навигации! Ведь это именно о нем писал Александр ГОРОДНИЦКИЙ: «Вы немало назад акваторий возвратить для России смогли… Вы опора Российского флота, созидатель науки морской». - В 2008 году Комарицын приезжал в Ангарск, встречался в Музее Победы с вами и с одноклассниками. В одном из интервью он тогда сказал, что нынешние подростки не имеют таких ценностей, которые были у его поколения: служить Родине, стать героем. Судя по всему, он был настоящим патриотом? - Он был насквозь пропитан патриотизмом. Считал, что следует сохранить то хорошее, патриотическое, что у нас было. Он был и настоящим патриотом Ангарска, призывал любить Ангарск и радоваться тому, что ты в этом городе делаешь. И я уверена, что наш город должен чтить память адмирала Анатолия Александровича Комарицына.


Ирина СЕРГЕЕВА

Архивное фото Вячеслава БРЮХАНОВА

№16 (1055), 22 ФЕВРАЛЯ 2017