Мёртвые души

Почему итоги пилотного проекта, позволяющего оценить эффективность применения электронных социальных проездных билетов, тщательно скрываются?
На днях ангарскому депутату Александру КУРАНОВУ стали известны скандальные факты, которые, судя по всему, некоторые высокие региональные чиновники упорно пытаются скрыть от общества и регионального руководства. Между тем эти факты могут пролить свет на многолетние масштабные хищения из областного бюджета.


Ангарчане знают, что на счету председателя общественной организации по противодействию коррупции в Иркутской области, заместителя председателя Думы Ангарского округа Александра Куранова немало депутатских расследований. Он был инициатором проверок и уголовных дел в отношении депутатов разного уровня.
Однако и Куранова, как говорится, видавшего виды, поразили масштабы действовавшей до недавнего времени схемы расходования бюджетных средств на перевозку льготных пассажиров в Ангарске. Эта схема и по сей день работает на территории всего Приангарья и содержит, по мнению Александра Куранова, все признаки мошенничества в особо крупном размере, совершённое организованной группой лиц.
- Учитывая катастрофический дефицит областного бюджета, я ужаснулся происходящему. Господин ЛЕВЧЕНКО с его «Звездой» просто отдыхает в сравнении с теми масштабами хищений субсидий из областного бюджета, которые могут происходить в структурах иркутского правительства.
Речь идёт о расходовании бюджетных средств. Это деньги налогоплательщиков, проще говоря - народные. А контроль над расходованием бюджетных средств и пресечение их незаконного расходования - прямая обязанность депутатов, - подчёркивает Куранов.
Как всё начиналось
Напомним, пилотные проекты по использованию электронных социальных проездных билетов для оптимизации расходов бюджета и отслеживания льготных перевозок в Иркутской области уже проводились. Были они в 2016 году именно в Ангарске, который имел на тот момент автотранспортные предприятия, способные обеспечить электронный учёт поездок. Результаты тех «пилотов» превзошли все ожидания и были признаны рядовыми сотрудниками, министрами и губернатором эффективными, требующими внедрения и способными заменить на территории всего региона «дедовские» схемы с использованием бумажных проездных билетов.
Выявленная в результате проведения пилотных проектов существенная разница между оплаченными из бюджета поездками с применением электронных и бумажных проездных уже тогда порождала массу серьёзных вопросов и к организаторам перевозок, и к транспортным предприятиям, осуществляющим учёт пассажиров «бумажным» методом, и к правоохранительным органам.
Данные вопросы в течение многих лет периодически выливались в депутатские обращения, административные разбирательства, журналистские расследования и доследственные проверки.
Однако, несмотря на все скандалы, проверки и заявления иркутских чиновников о выгодах электронного учёта льготников, старая схема продолжала непоколебимо действовать. Кажется, сейчас становится понятно, почему участники этой схемы так крепко держатся за бумажные билеты.
- Схема с бумажными проездными позволяет манипулировать оплатой и заниматься перевозкой «призраков». Пассажиры эти существуют, судя по всему, только в отчётах чиновников. Но если пассажиры - липовые, то вот деньги за них платят настоящие. И схема действует много лет, и как будто никто её в упор не замечает. А это значит, что в вопросе пора разбираться правоохранительным органам, - убеждён Александр Куранов.
Сколько верёвочке ни виться...
В 2020 году произошло, казалось бы, ничем не примечательное событие - конкурс на маршрут «Ангарск - Архиреевка». Таких маршрутов по всей области - сотни. Его выиграл перевозчик, обслуживающий льготников по электронным проездным. Перевозчик инициировал подписание с Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области соглашения о проведении на данном маршруте пилотного проекта. Целью «пилота» была проверка работоспособности системы и получение объективной статистики о количестве перевозимых пассажиров.
Однако именно эти обстоятельства, возможно, смогут наконец убедить и подвигнуть ответственных лиц и правоохранительные органы на проведение комплексных проверок всех мероприятий, связанных с расходованием бюджетных средств на оплату проезда льготников. Если такие нарушения всплыли на одном только заштатном маршруте «Ангарск - Архиреевка», то что творится в масштабах области?
- При других обстоятельствах подобное соглашение, которое, по сути, вскрыло многолетние нарушения закона, масштабные приписки, фальсификации и выделение многомиллионных субсидий на оплату «мёртвых душ», привело бы к неизбежным отставкам, а то и вовсе возбуждению уголовных дел, - считает Александр Куранов.
Всё познается в сравнении
«Пилот» прошёл. Он длился ровно полгода - с июля по декабрь 2020 года. Но никаких сообщений о его итогах в открытых источниках до сих пор нет.
Чтобы разобраться в ситуации, депутат Куранов официально запросил результаты пилотного проекта в ООО «Соцсистема» - организации, которая непосредственно занималась электронным сопровождением, мониторингом, сбором и анализом информации на архиреевском маршруте.
- Сказать, что я был удивлён, когда получил цифры, значит, ничего не сказать. Я был шокирован. Количество поездок, совершённых по бумажным проездным, превышало количество поездок, совершённых за аналогичный период по электронным проездным в среднем в 22 (двадцать два!!!), а в отдельные месяцы - в 40 (сорок!!!) раз!
Соответственно сумма, потраченная из областного бюджета на оплату поездок льготников по бумажным проездным, превысила сумму, потраченную за аналогичный период последующего года в 22 раза. Суммарно эта разница за шесть календарных месяцев составила около 14 (четырнадцати!!!) миллионов рублей. Напомним, речь идёт только об одном маршруте, по которому пенсионеры добираются до своих садоводств. Таких маршрутов по всей области - сотни.
Учитывая, что речь идёт о разнице затрат областного бюджета лишь на одном крошечном пригородном маршруте за очень короткий промежуток времени, выявленной в результате проведения мероприятий пилотного проекта, страшно представить, что могло и может происходить в масштабах региона за несколько лет? Какими суммами может исчисляться оплата фактически не оказанных услуг? Сотнями миллионов? Миллиардами? Кто и почему не хотел замечать очевидного? - задаётся вопросами Куранов.
Депутат представил результаты «пилота» и нам, журналистам. За период с июля по декабрь 2020 года по маршруту «Ангарск - Архиреевка» транспортной компанией было перевезено 9603 человека, тогда как за аналогичный период прошлого года, в соответствии с данными «на бумаге», по этому же маршруту было перевезено - внимание! - 207 233 человека. То есть в 22 раза больше! Такого несоответствия невозможно не увидеть государственным служащим, осуществляющим контроль и подписывающим акты выполненных работ.
Абсурдность представленной информации усугубляется ещё и тем, что по отчётным данным транспортной компании ежедневно по архиреевскому маршруту по бумажным проездным в среднем перевозилось около 1000 (тысячи) человек. При этом используемые автобусы, даже если бы льготников туда укладывали штабелями, такого количества пассажиров физически вместить никак бы не смогли. Нельзя при этом не сказать и о численности населения села Архиереевка, пассажиропотоку в которую в Иркутской области может составить конкуренцию, наверное, разве что посёлок Листвянка. По данным переписи 2010 года, в Архиереевке проживало 55 человек (26 мужчин и 29 женщин). А вот кто эти десятки тысяч людей, ежемесячно, независимо от времени года, с завидным постоянством мигрировавшие в небольшую деревеньку в Усольском районе, теперь должны разбираться правоохранительные органы.
- Я считаю, что это только маленькая частичка айсберга, потому что наши жители получают льготы в самых разных сферах и формах. Льготников у нас немало, а схема, позволяющая рисовать мёртвые души, может быть везде одинаковой, и масштабы «бедствия» на самом деле могут быть непредсказуемы. Подтвердить или опровергнуть это, конечно, смогут только правоохранительные органы, - подводит итог разговора Александр Евдокимович.
Анализ фактов, полученных в результате проведения пилотного проекта, даёт все основания полагать, что на территории Иркутской области организованной группой лиц могут совершаться противоправные действия, наносящие значительный ущерб бюджету.
С целью их пресечения депутатом Александром Курановым уже подготовлено обращение, которое в ближайшее время будет направлено губернатору Иркутской области Игорю КОБЗЕВУ.
Екатерина АСТАФЬЕВА